Home > антикризисное управление, государственное управление > Альтернативная экономика: сценарии самосохранения экономической системы в период кризиса

Альтернативная экономика: сценарии самосохранения экономической системы в период кризиса

March 17th, 2009 Leave a comment Go to comments

Социальные системы сложны. Это обеспечивает их устойчивость и возможность самосохранения даже в периоды глобальных потрясений и кризисов. Соответственно, у каждой социальной системы существует множество алгоритмов функционирования, обеспечивающих ее существование, некоторые из этих алгоритмов находятся в области, которой не могут управлять социальные и государственные институты.

Рассмотрим экономику как систему коллективной деятельности и взаимодействия людей и социальных систем. Главный результат их экономического взаимодействия – это движение активов и обязательств, в процессе которого каждый участник экономических отношений стремится обеспечить личную выгоду.
Государство и иные социальные институты создаются с целью перераспределения части прибыли, полученной в ходе экономической активности, в интересах всего общества.
Описанная экономическая система может успешно функционировать при соблюдении четырех главных условий, а именно в случаях, когда экономическое взаимодействие между людьми и социальными системами:
а) происходит, то есть активы и обязательства движутся между субъектами в том же (или большем) количестве, с той же (или большей) скоростью;
б) является взаимовыгодным;
в) является “белым”, то есть каждый субъект экономического процесса (индивид или коллектив) способствует наполнению государственного бюджета и занимается благотворительностью;
г) создает основу для сотрудничества между субъектами, создающими доходы в экономике, государственной властью и бюджетопотребляющими (социально значимыми) предприятиями.

На сегодняшнем этапе экономического кризиса в странах СНГ мы наблюдаем размывание и исчезновение сформулированных выше условий успешного функционирования экономической системы. Движение активов и обязательств осуществляется все с меньшей скоростью и во все меньших количествах, экономическое взаимодействие между субъектами все чаще не является взаимовыгодным, платежи в государственные бюджеты все сокращаются, сотрудничество между бизнесом и властью становится все более проблематичным и конфликтным.
Собственно говоря, перечисленные обстоятельства и создают многочисленные симптомы экономического кризиса, многие из которых уже проявляются в форме социального кризиса или кризиса государственной власти.

Наша задача в этом тексте рассмотреть основные сценарии дальнейшего развития социально-экономической ситуации в странах СНГ.

Сценарий №1

Если государственная власть в странах СНГ заинтересована в сохранении смысла таких понятий как “государственный бюджет” и “государственное управление экономикой”, необходимо предпринять ряд управленческих действий для построения новой, работоспособной в условиях кризиса системы экономических взаимодействий между субъектами экономической деятельности. Наши предложения, связанные с реализацией этого сценария выхода из кризиса, сохраняют свою силу и (что радует) находят отклик и поддержку у все большего числа государственных менеджеров. Мы предлагаем использовать социальную технологию живого моделирования коллективной деятельности для построения сети экономических отношений между основными бюджетообразующими и бюджетопотребляющими предприятиями страны, региона, города, сельскохозяйственного района. Идея использовать живое моделирование, возможно, выглядит непонятной для многих государственных менеджеров (более привыкших к традиционным и не работающим сегодня формам коллективной коммуникации – аппаратным совещаниям, конференциям и т.п.). Однако, именно в живом моделировании может быть построена новая экономическая система, при этом ее созданием окажется возможным управлять, что немаловажно для сохранения государственного контроля над экономикой.
В случае реализации данного сценария мы получим постепенное усиление всех четырех сформулированных выше условий успешного функционирования экономики.

Однако, если государственный менеджмент окажется не в состоянии взять в свои руки управление формированием новой сети экономических взаимодействий между субъектами экономической деятельности, в экономике активизируются иные алгоритмы, способные сохранить возможность ее бесперебойного функционирования.

Сценарий №2

Из перечисленных выше главных условий успешного функционирования экономики окончательно исчезают условия в) и г), а условия а) и б) усиливаются. В этом случае мы получаем полностью “черную” экономику, в которой средством обмена являются евро или доллар, а также значительную роль играют бартерные сделки. Иными словами, в обход банковской системы, бюджета и законов, регулирующих экономическую активность, люди начинают зарабатывать себе на жизнь. А существующие сегодня структуры государственной власти (финансируемые из государственного бюджета) начинают финансироваться от “черной” экономики, получая плату “за закрытые глаза”. Школы и больницы переходят с государственного финансирования на финансирования за счет денег сообществ (родители детей, обучающихся в школах, платят зарплату учителям и финансируют расходы на содержание школы, пациенты платят врачам). Частично сформировавшись в 1990-е годы в странах СНГ, эта экономическая система окончательно никогда не исчезала. И в настоящий момент, когда государство на 80-90% потеряет контроль над экономикой и экономика “почернеет” на 80-90%, такой сценарий экономического взаимодействия субъектов экономики может выступить на первый план.
Этот сценарий позволяет сохранить экономику как систему деятельности и взаимодействия и стабилизировать общество на уровне жизни вне сферы законодательных актов, регулирующих экономическую жизнь. Коррупция в таком обществе становится формой демократии, которая позволяет первым лицам наиболее преуспевающих экономических единиц фактически управлять государственной властью.
При таком сценарии наиболее плачевна судьба одиноких стариков, детских домов и других институтов, которые финансировались из государственного бюджета. В этом сценарии они становятся заложниками благотворителей и людей, которые делят деньги, выделенные на благотворительность.
Кроме всего прочего, этот сценарий таит в себе опасность ослабления государственной власти, силовых структур и разрушения системы национальных интересов, что может привести к потере государственности некоторыми странами СНГ и к разделу их территорий соседями.
Имеется в этом сценарии и опасность народного бунта, революции, которая разрушит все существующие социальные институты и блага цивилизации и опрокинет некоторые страны СНГ в неуправляемый хаос.

Сценарий №3

Диктатура. Возникновение социального хаоса может привести к появлению диктатора, который пообещает “навести порядок” и начнет наводить его “железной рукой”, что приведет к абсолютному диктату над средствами массовой информации и к фактическому запрету любых форм социальной активности, не связанных с проявлением общенародной любви к диктатору. Общество стран СНГ готово и к этому, поскольку историческая память услужливо подсказывает основные элементы этого сценария из недавнего советского прошлого. Реализация такого сценария означает исчезновение пункта б) из перечисленных выше главных условий. Условия а), в) и г) обеспечивают экономическую активность индивидуальных и коллективных субъектов в интересах диктатора. В этом случае экономическая система также сохраняет себя.

Какой из трех сценариев какая из стран СНГ реализует, мы увидим в ближайшие недели.

23 февраля 2009

Александр Шохов
www.socium.com.ua
shokhov@socium.com.ua

shokhov@gmail.com

ICQ 211377637
+38(068)2521212
+38…

Похожие статьи

Технология внедрения государственных стратегий

Государственная стратегия развития. Технологии разработки.


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+