Технология внедрения государственных стратегий

March 17th, 2009 Leave a comment Go to comments

Что такое государственная стратегия? Это тщательно сформулированный документ, в котором описаны главные направления деятельности институтов государства для достижения некоторой цели.

В каждом государстве СНГ существуют стратегии развития на ближайшие 20-30 лет, экономическая стратегия, энергетическая стратегия, стратегия развития здравоохранения, образования и так далее. Число государственных стратегий в странах СНГ обычно насчитывает несколько десятков. Некоторые, особенно любящие стратегии государства, имеют их больше сотни.

И все бы хорошо. Однако, стратегии эти остаются всего лишь документами. И каждый государственный менеджер прекрасно понимает, что внедрение каждой из этих стратегий – задача практически невыполнимая, особенно учитывая тот факт, что разные стратегии в идеале должны быть непротиворечиво согласованы друг с другом, чего нет и в помине.

Под внедрением мы понимаем в этом тексте не написание отчета об исполнении плана мероприятий, направленных на внедрение стратегии, а именно внедрение само по себе, внедрение «на самом деле».

В последние годы работа со стратегиями в значительной степени превратилась в бесполезную игру: нанятые консультанты или специально созданные рабочие группы писали стратегические документы, делая вид, что сформулированная стратегия внедряема и реализуема. Затем государственный аппарат на всех уровнях делал вид, что внедряет эти стратегии, регулярно создавая отчетные документы. В результате внедрения не происходило, а видимость внедрения создавалась.

В эту бесполезную игру можно было безнаказанно играть в благополучные времена экономического роста. Однако, сейчас от государственных менеджеров требуется нечто большее: создание и внедрение реализуемых[1] и внедряемых[2] стратегий, позволяющих вывести страну из ситуации социально-экономического кризиса.

Что делать?

1.                     Признать, что бесполезные игры в исполнение плана мероприятий и в написание отчетов не ведут к внедрению стратегии «на самом деле».

2.                     Признать, что создание реализуемых и внедряемых стратегий возможно только в том случае, если применить для этого специальную социальную технологию[3].

3.                     Признать то обстоятельство, что десятки разных стратегий должны непротиворечиво состыковываться друг с другом, порождая синергетические эффекты, и что для этого также необходимо применить специальную социальную технологию.

4.                     Найти социальную технологию, которая способна решить задачи стратегического планирования страны, применить ее, разработать реализуемые и внедряемые стратегии, согласованные друг с другом.

Как разработать реализуемую и внедряемую государственную стратегию?

1.                     К разработке стратегии необходимо привлечь управленцев и специалистов, от дальнейшей деятельности которых будет зависеть внедрение. Будем называть их в дальнейшем «участниками». Участников необходимо выбирать таким образом, чтобы они репрезентировали весь спектр позиций, мнений, целевых установок и мотивов людей, составляющих социальные группы, государственные и общественные институты, которых непосредственно коснется внедрение стратегической разработки.

2.                     Необходимо организовать коммуникацию участников таким образом, чтобы в итоговой разработке были учтены позиции и мнения каждого из них. Это обеспечит реализуемость стратегии.

3.                     Необходимо в процессе разработки стратегии превратить участников в единую команду, способную внедрить стратегию. Для этого необходимо, чтобы внутри этой команды были четко распределены обязанности, полномочия и ответственность. Также необходимо, чтобы участники определили, какие ресурсы (материально-денежные, информационные, властные) им необходимы для успешной работы по внедрению. Кроме того, самим же участникам необходимо определить принципы своего материального и нематериального вознаграждения. Это обеспечит внедряемость стратегии.

Вариант социальной технологии, решающей эти задачи

Социальная технология, предназначенная для разработки реализуемых и внедряемых стратегий уже создана. Это технология живого моделирования коллективной деятельности[4].

Суть технологии в том, что после тщательного отбора участники в течение нескольких дней (от 3-х до 5-ти) выезжают для работы в некое, специально оборудованное место, где, разделившись на рабочие группы, прорабатывают общие принципы и детали стратегической разработки.

Время от времени (когда у рабочих групп появляется некая проработанная идея) рабочие группы собираются на общее заседание, где делают доклады и взаимно критикуют и обсуждают их.

Взаимная критика позволяет рабочим группам улучшить свои разработки таким образом, чтобы они стали непротиворечивой частью цельного стратегического полотна.

В результате мнение каждого участника оказывается учтенным в конечном варианте стратегической разработки. Кроме того, в процессе этой коллективной работы (которая, собственно, и называется живым моделированием), формируется распределение обязанностей, полномочий и ответственности в команде, которая будет составлена из участников живой модели и в дальнейшем обеспечит внедрение созданной в ходе живого моделирования стратегии.

Построенные частные стратегии (касающиеся различных отраслей экономики, социальной сферы и государственной деятельности) с помощью технологии живого моделирования возможно соединить в единую непротиворечивую метастратегию, в которой частные стратегии будут порождать синергетический эффект, ускоряющий развитие страны.

Обусловленность применения социальной технологии живого моделирования

Технология живого моделирования коллективной деятельности позволяет сделать за несколько дней то, что другие социальные технологии делают в течение нескольких месяцев и даже лет.

Социальная технология живого моделирования коллективной деятельности на порядок мощнее известных и широко распространенных технологий руководства, менеджмента и администрирования. Системы управления, возникшие в живых моделях коллективной деятельности, проявляют большую гибкость, устойчивость и устремленность, поскольку в процессе живого моделирования на управленческие функции в команде выдвигаются люди, способные осуществлять системно-организованную управленческую деятельность.

В период социально-экономического кризиса социальная технология живого моделирования коллективной деятельности может стать важным фактором, инициирующим антикризисные процессы в экономике, обществе и государстве.

С ее помощью можно создавать реализуемые и внедряемые антикризисные стратегии для государства в целом, отдельных регионов и городов, а также для отраслей экономики, для отдельных предприятий и государственных учреждений, обеспечивающих социальную сферу.

—————————————————————

[1] Реализуемость – это качество стратегической разработки, позволяющее легко и быстро, не вызывая сопротивления отдельных людей, социальных групп и государственных институтов, воплотить стратегию в практику коллективной деятельности, иными словами – привести структуру коллективной деятельности в соответствие со смысловой структурой стратегии.

[2] Внедряемость – это качество стратегической разработки, позволяющее воплотить ее в практику коллективной деятельности силами данного кадрового состава. Это означает, что далеко не все реализуемые стратегии являются внедряемыми, поскольку в вопросах внедрения «кадры решают все».

[3] Социальная технология – это последовательность применения инструментов управления к объекту управления, позволяющая привести объект управления в целевое состояние.

[4] О технологии живого моделирования коллективной деятельности и о том, где она применялась, можно прочесть на сайте www.socium.com.ua

Александр Шохов
www.socium.com.ua
shokhov@socium.com.ua


shokhov@gmail.com


ICQ 211377637
8(048)7020016
8(068)2521212
8(093)1840333

Другие статьи на по теме стратегии:

Государственная стратегия. Технологии разработки


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+