Home > антикризисное управление, выход из кризиса > Личные впечатления от пятого заседания клуба “Выход из кризиса”

Личные впечатления от пятого заседания клуба “Выход из кризиса”

April 17th, 2009 Leave a comment Go to comments

Пятое клубное заседание началось в одном жанре, а окончилось – совершенно в другом. В начале прозвучал доклад Дмитрия Трахтенгерца “Куда вкладывать деньги: четыре разных вкуса”, который был несколько затянутым по форме, но по содержанию представлял собой четыре бизнес-проекта, которые показались интересными докладчику именно в период так называемого экономического кризиса.

Затем, после небольшого перерыва, началось обсуждение того, чем бизнес-клуб может являться для каждого его участника. Обсуждение было весьма интересным и конструктивным, и продолжилось после того, как клубное заседание уже завершилось.  По сути, в клубном процессе впервые возникло содержание, которое имеет гриф “не для открытой публикации” или “только для членов клуба”.  Как ведущий, могу отметить, что начался новый этап клубного движения: его оформление.  И по поводу принципов, на которых этот клуб будет в дальнейшем строиться, сейчас и идут послеклубные дискуссии. Пока это все, что я могу сказать по данному поводу.

Теперь о личных впечатлениях.

Для меня пятое заседание подтвердило очевидное:  так называемый экономический кризис имеет исключительно ментальную природу. Впрочем, как и вся экономика, на деле, является не более чем следствием тех договоренностей и того баланса интересов, опасений, стремлений и намерений, которое возникло в контексте взаимодействия ключевых фигур и больших социальных групп.

Предложенные Дмитрием Трахтенгерцем проекты, каждый из них, содержал изюминку, которую то ли докладчик не смог донести до слушателей, то ли слушатели не смогли (не захотели) услышать, что и показала последующая дискуссия.  Но смысл доклада был вовсе не в изложении каких-то там возможных бизнес-проектов, а в том, чтобы продемонстрировать, что ВОЗМОЖНО зарабатывать в период кризиса, и не 5-10% прибыли на вложенный капитал, а на порядок больше. Только для этого нужно отойти от старых, проверенных схем бизнеса, от старых типов отношений между субъектами экономики. Отойти, осмотреть их критически со стороны и сконструировать новые схемы и отношения. В этом и состоял смысл, который остался за рамками внимания слушателей.

Одна из причин возникшего непонимания состоит в том, что члены клуба пока еще не умеют СЛЫШАТЬ смысл в том, что произносится докладчиком. Они слушают и страдают от того, что им скучно, но у них даже не возникает мысли ОКАЗАТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ на ситуацию, и изменить ее в нужном направлении.

Я сидел и сканировал своим вниманием состояние аудитории, пока слушал доклад Димы. И вдруг осознал, что реакция аудитории на доклад АБСОЛЮТНО МОДЕЛЬНАЯ. В том смысле, что именно так субъекты экономики воспринимают все, что происходит в этой самой экономике и в информационном пространстве. Они вяло воспринимают, не слыша смысла, и даже не пытаясь его реконструировать, потом дают обратную связь (комментируют) нечто, не относящееся к смыслу действия, а затем даже не пытаются влиять на ситуацию.

Поэтому оказываются возможны кризисные сценарии, подобные этому:

Торговый бизнес, который преуспевал еще в начале 2008 года, хотя уже чувствовал некое падение доходов, начал серьезно сокращать расходы начиная с мая 2008 года. Увлеченно играя в экономию средств, то есть постоянно изыскивая статьи расходов, которые еще можно было бы уменьшить, этот бизнес совершенно забыл о своей главной цели: увеличение доходов. То обстоятельство, что сокращение расходов не увеличивает доходы, хотя и выглядит банальной очевидностью, когда мы говорим об этом, перестает быть таковой, когда дело доходит до конкретных действий. Более того, не было предпринято никаких попыток проанализировать ассортимент закупаемой продукции, чтобы закупать в максимально возможных количествах те товары, которые продавались быстрее и, соответственно, ускоряли оборот капитала. Топ-менеджеры упорно придерживались привычной схемы бизнеса. И не желали отсупать от нее ни на шаг. Результат – сегодня магазины заполнены медленно продающимся товаром, оборотный капитал, необходимый для закупки нового товара, существенно сократился.  Уменьшение денежного потока через компанию привело к тому, что сейчас уже необходимо увольнять сотрудников.

Этот сценарий, типичный для большого количества бизнесов, существующих сегодня, приводит к тому, что массово сокращаются доходы граждан, а соответственно, они тратят меньше денег, что ведет к сокращению продаж решительно во всех сферах потребления. Причина – в массовом нежелании слышать и понимать смысл происходящего вокруг и в массовой неспособности оказывать управляющее воздействие на ситуацию.

Это я осознал, пока слушал доклад Дмитрия Трахтенгерца на пятом заседании клуба. Речь Дмитрия периодически заглушалась шипением кофе-машин и другими ресторанными шумами – заседание проходило в ресторане “Аркадия плаза”. Собравшийся народ смотрел на Дмитрия, стоящего у доски, рассевшись за большими круглыми столами.  Я вышел и сказал, что все мы сильно обленились. Что деньги, которые можно зарабатывать сейчас, по большому счету, лежат на поверхности, что надо только дать себе труд нагнуться за ними. Но нам мешают цепи прошлого опыта. Один из участников клуба сказал в ответ, что причина этого в нашей ментальности, и почему-то не поверил мне, когда я попытался сказать, что ментальность – не статична, а динамична по своей природе, и что ее можно изменять, если обладать соответствующими интеллектуальными и социальными технологиями.

Экономический кризис происходит от того, что мы не верим в собственные силы, от того, что, по словам Дмитрия Трахтенгерца, мы часто “не верим сами себе”, а от себя добавлю, что его природа совершенно точно ментальная. И что суть экономического кризиса – в неспособности мыслить индивидуально и коллективно. Те, кто мыслит, для кого процесс мышления – это не просто сочетание букв на дисплее, всегда находят варианты, при которых их бизнес выживает и выигрывает. Но таких людей немного. И НЕмыслящие, НЕпонимающие, НЕуправляющие ситуацией определяют ситуацию своей массовой невменяемостью.

Когда мы создавали этот клуб, я сам точно не знал своих целей. У меня было желание сделать этот клуб. И благодаря Ирине Лесковой, этот замысел начал воплощаться. Теперь я начинаю понимать, что главнейшая цель нашего клуба – быть пространством осмысленной коммуникации, в котором возможны мышление и понимание смысла происходящих событий, и в котором возможно генерировать воздействия, изменяющие ситуацию вокруг бизнесов людей, ставших членами клуба.

Мы готовим шестое заседание. Думаю, в процессе подготовки и проведения, у нас возникнет еще множество содержаний не для публикации. Однако, спешу напомнить, что пока еще наш клуб не стал закрытым сообществом, и сегодня членами клуба могут стать все читатели этого текста. Для регистрации в качестве члена клуба достаточно сообщить Елене Кипаренко сведения о себе и заявить о желании стать членом клуба “Выход из кризиса”.

Александр Шохов


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+