Home > государственное управление, статьи > Избирательные технологии. Выборы как социальный конфликт ч.3

Избирательные технологии. Выборы как социальный конфликт ч.3

January 13th, 2010 Leave a comment Go to comments

В 3 части рассматриваем основные понятия социального конфликта важные для избирательной кампании:
Основание конфликта.
Масштаб конфликта.
Напряженность конфликта.
Участники конфликта.

Социальные конфликты являются основой для изменения политической карты мира. Благодаря им, меняются политические режимы, совершаются революции (а не перевороты). История знает много примеров социальных конфликтов, которые привели к изменениям в политическом пространстве. Конфликт между богатыми и бедными привел к революции 1917 года, причиной гражданской войны в США стал конфликт между севером и югом, украинская оранжевая революция 2004 года стала результатом конфликта между западом и востоком Украины, война в Югославии – это тоже следствие социального конфликта.

Но если раньше социальный конфликт возникал вполне естественно, как следствие накопившихся противоречий, то в настоящий момент социальный конфликт может быть не только спровоцирован случайным совпадением обстоятельств, но и заранее подготовлен, спланирован, запрограммирован.

Социальный конфликт (conflictus по латыни – столкновение) это несовместимость целей, интересов, деятельности нескольких социальных групп. Несовместимость очевидна для всех сторон конфликта. Конфликт актуализируется во время принятия решения в пользу одной или другой стороны.
Для того, чтобы возник конфликт необходимо определить потенциальные социальные группы, которые могли бы выступать сторонами конфликта. Это могут быть группы, объединенные по одному-двум признакам.
Само собой, что избиратель может входить одновременно в несколько социальных групп, и здесь необходимо определить характеристики группы, которые в дальнейшем послужат основанием для конфликта.
Для того, чтобы использовать социальный конфликт в избирательной кампании необходимо определить несколько моментов.

Основание конфликта.
Основой любого конфликта выступает противоречие между участниками конфликта. Здесь может приниматься во внимание не только борьба двух групп за превосходство или выживание. Основанием для возникновения конфликта могут выступить различия между группами. Это может быть вероисповедание, язык общения, территория проживания, национальная принадлежность, идеологические взгляды. Очень важно, чтобы основание выражалось простой формулой, оно должно иметь однозначное толкование. Сложность и неоднозначность сделает противоречие непонятным большинству избирателей.
Понятным основанием может выступать противоречие русский – украинский (язык), восток-запад, Европа – Россия, русский – еврей (национальность). Основание может дополняться другими характеристиками, которые обогащают основание новыми смыслами. Например, парламентские выборы 2006 года в Украине проводились по основной линии Восток – Запад. Дополнительными различиями выступали: язык общения (русский – украинский), внешнеполитическая ориентация (Россия – НАТО). Если на первоначальном этапе для обострения противоречий необходимо их показывать искусственно, то в процессе нарастания конфликта дополнительные противоречия будут находиться вполне естественно.

Масштаб конфликта.
Одна из сторон конфликта (соответствующая политической силе) должна охватывать такое количество избирателей, которое будет достаточно для победы на выборах. Здесь есть различия между мажоритарной и пропорциональной системой выборов. Учитывая, что в мажоритарной системе победитель только один, необходимо четко знать количество избирателей поддерживающих выбранную сторону конфликта. Особенно, это важно, если противоположная сторона в конфликте количественно равна выбранной позиции, и если ее представляет не менее узнаваемый политик. В таком случае предвыборная борьба может идти буквально за каждый голос. В пропорциональной системе победу одерживают обе стороны, получая примерно одинаковое количество голосов.

Напряженность конфликта.
Противоречие между социальными группами должно в первую очередь аккумулировать вокруг себя избирателей. Чем выше конфликтность противоречия, противостояние между группами, тем больше количество приверженцев конфликта по обе его стороны.
Уровень конфликтности (напряженности) между социальными группами является одним из показателей сплоченности электората в борьбе с другой социальной группой и, значит, можно уже прогнозировать явку избирателей. Чем обострений конфликт, тем проще манипулировать сознанием избирателей. Кроме того, напряжение между участниками конфликт оставляет меньше равнодушных избирателей, заставляя их определяться с выбором – какую из сторон конфликта поддержать.

Количество участников конфликта.
В конфликтных ситуациях обычно участвует две стороны с противоположными интересами, однако, может выявиться и третья сторона. Она в большинстве случаев занимает позицию миротворца, третьей силы, которая стоит над конфликтом. Одна из сторон конфликта может быть виртуальной, то есть созданной искусственно. В любом случае конфликт предполагает минимум две стороны.
Количество участников конфликта говорит о потенциальном количестве соперников в данном поле. Здесь необходимо рассматривать два типа соперников: тех, кто работают с выбранной социальной группой и тех, кто работает с противоположной социальной группой.
Все, кто работают на поле противоположной социальной группы вам не конкуренты, даже в какой-то степени «союзники». Чем больше кандидатов на «вражеском» поле, тем выше ваши шансы. Тут необходимо действовать по принципу «разделяй и властвуй».
Но все, кто работают с вашей социальной группой – потенциальные конкуренты. Если у них низкий рейтинг, то ничего страшного, можно им предложить влиться в вашу политическую силу. В противном случае необходимо искать пути консолидации усилий и выдвижения единого кандидата.
Электорат на президентских выборах 2010 года в Украине можно условно разделить на две стороны. Первая, поддерживает Партию Регионов и ее лидера Виктора Януковича и это Юго-Восток Украины.
Вторая, поддерживает Блок Юлии Тимошенко и лидера Юлию Тимошенко. И, преимущественно, это Север-Центр-Запад Украины (результаты данной расстановки сил будут уже известны 17 января 2010 года).
В соответствии с этим основным разделением электората конкурентами Тимошенко выступают: Ющенко, Костенко, Тягнибок, Яценюк.
Конкуренты рассматриваются прежде всего с точки зрения их возможности расколоть потенциальный электорат Тимошенко. Тягнибок, например, не раскалывает сторонников Януковича, а напротив, своими действиями мобилизует их. Но потенциальных сторонников Тимошенко заставляет колебаться в своем выборе.
Для Януковича конкурентами выступают: Тигипко, Яценюк, Литвин, Богословская, Гриценко. Эти люди раскалывают русскоязычный электорат Януковича, тем самым уменьшая его шансы на победу.
Отдельно необходимо отметить радикальных лидеров националистического толка. Движения типа «Свобода», УНА-УНСО, «Братство» в своей деятельности отстаивают интересы украинского этноса и вроде бы делают благо. С другой стороны, благодаря радикальным акциям происходит мобилизация противоположного электората. Для избирателей Юго-Востока радикальные националистические движения формируют реальный, а не виртуальный «образ врага».

Итак,
учитывая упомянутые выше характеристики конфликта необходимо отобрать наиболее перспективный для избирательной кампании. Это означает, что основание должно быть простым и доступным для понимания избирателей, противоречие должно охватывать аудиторию достаточную для победы на выборах, напряженность конфликта должна быть высокой (или потенциально высокой) для того, чтобы объединить вокруг себя избирателей.

Семинары и тренинги для политических партий


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+