Консалтинг – это…

August 9th, 2010 Leave a comment Go to comments

    Консалтинг часто воспринимают сквозь призму медицины                           “Консалтинг – это…”
Почитайте статьи по консалтингу – одна медицинская тематика. Причем консультант обязательно выступает в качестве доктора, а компания в качестве – пациента. И вот доктор (консультант) собирается “лечить” больного.
Обратите внимание, что клиента, т.е. компанию сразу ставят в какое-то беспомощное положение перед доктором и обязательно пассивное. Хотя, между прочим, она оплачивает услуги консультанта.
Уж если и сравнивать консультанта с кем-то, то лучше это делать с тренером по бодибилдингу. Или с любым спортивным тренером, потому что тренировка как и консалтинг в целом – это развитие чего-либо, упражнение в чем-либо, занятие с целью совершенствования каких-л. навыков и умений. Подобная формулировка ставит консультанта и клиента в равные позиции, позиции сотрудничества.
***
И теперь по сравнениям с докторами.
Привожу несколько цитат. Будете смеяться.

Работа антикризисного консультанта наиболее близка работе врача.
По функциям консультант — тот же самый врач. Он должен провести правильную диагностику кризиса, выявить его причины, проанализировать симптомы, дать свой прогноз. Разумеется, он же и «назначит лечение» — порекомендует вам соответствующую антикризисную стратегию.
Дополнительно он может следить за ходом «лечения», давать новые рекомендации.

Как правило, проблемы возникают при интенсивном росте или, наоборот, стагнации организации, смене рынка и, как правило, сопровождаются бурными эмоциями, особенно, если дело касается сокращения персонала. В такие периоды владельцам компании и/или её руководителям необходим “доктор”, который мог бы, оставаясь вне организации и её внутренних, частных интересов, непредвзято оценить текущее состояние компании и указать на причины кризиса. Реальный “человеческий” доктор, по сути, выполняет те же функции и, по идее, должен тоже указывать на причины болезни, а не только лечить последствия этих причин.

Отчасти это напоминает визит к врачу, когда симптомом является боль в ноге, а причина на самом деле – защемление нерва в позвоночнике. И задача врача определить эту причину и принять меры по её устранению. По сути таков же и консалтинг.

“Можно сравнить консультанта с врачом,- говорит Ирина Мочалова.- Узнать, для чего нужно лекарство, какие существуют показания и противопоказания, может каждый.
Но чтобы грамотно прописать лекарство, нужно быть врачом.

Очень часто консалтинговая работа с Клиентом строится по модели «Доктор – Пациент». Чтобы назначить лечение, нужно поставить правильный диагноз. Например, многие Клиенты, говоря о проблемах, считают, что текучка персонала или падение продаж – это есть та самая ключевая проблема, которую надо срочно решить. Однако зачастую это всего лишь следствие проблемы. И обязанность консультанта – выявить причину проблемы и максимально быстро её устранить. «Лечить» можно только причину, а следствие «лечить» невозможно. Это вам любой медик подтвердит.

Перепробовав все домашние средства, начиная от полосканий и заканчивая лошадиными порциями анальгина, в конце концов, Вы вызываете такси и едете к ближайшему дежурному врачу, который за определенное (и обычно не маленькое!) вознаграждение сможет избавить Вас от страданий, удалив больной зуб.
Спросите, к чему все это? Так вот, профессиональный бизнес-консультант – это врач, только не для людей, а для компаний.

Нередки случаи, когда клиент заявляет консультантам, что знает, как решать существующие проблемы. Как правило, в качестве назначенного себе курса лечения выступает внедрение модной в данный момент управленческой технологии, которая активно освещается в прессе, на семинарах и в рекламных материалах консалтинговых компаний.
Правильный выбор доктора – еще не гарантия успешного лечения.

Сравнение с доктором я считаю не совсем корректным, потому что во вречабной практике принято, что врач ставит диагноз, назначает лечение и задача больного вовремя сдать анализы и выполнять все рекомендации врача. Т.е. позиция больного изначально пассивна.
Я глубоко уверена и мой скудный, увы, опыт это подтверждает, что в процессе консалтинга клиент и консультант – это два активных участника процесса. И если во время диагностики клиент еще может вести себя как пациент (т.е. послушно открывать рот и закатывать глаза), то уже на этапе постановки задачи он становится активным игроком.

***
Над врачебной тематикой посмеялись, но так и не понятно, что же такое консалтинг и кто такой консультант.
Консультант – это специалист временно приглашенный для участия в каком-либо проекте, либо для обсуждения (получения совета) вопросов в области специализации консультанта.
На мой взгляд, консультант – это не просто специалист, это исследователь своей области специализации. Человек постоянно находящийся на острие новых знаний, носитель новых идей, пропагандист новых взглядов, своего рода разведчик новых территорий и возможностей.
Поскольку если все будут обладать опытом и знаниями консультанта, то он тут же теряет свою уникальность как консультант. Поэтому консультант должен быть обязательно носителем новых уникальных знаний, опыта, технологий.
Консультант - это инноваторПредположим у вас есть возможность получить ценный совет в области маркетинга от одного из трех человек: Стив Джобс, Филипп Котлер, Игорь Манн. Кого вы выберете?
Инноватора, который каждым своим продуктом делает маленькую революцию на рынке, основателя маркетинга, который заложил текущую систему взглядов на взаимоотношения производителя и потребителя или популяризатора маркетинга на постсоветском пространстве?
Наверняка, вы выберете инноватора, который своими инновационными взглядами изменяет потребительский рынок.
Если в этом ключе рассматривать нашу компанию, то социальная технология “живого моделирования” является уникальной разработкой нашей компании, и в частности, Александра Шохова.
Все бизнес-семинары (мастер-классы) являются авторскими и вы не найдете там повторений.
Даже такие привычные вещи как презентация, подаются нами в абсолютно новых ракурсах.

Консалтинг возникает, когда консультант взаимодействует со своим клиентом, с бизнесом заказчика. Причем процесс взаимодействия можно условно разделить на два вида:
консалтинг (consulting)
и
консультирование (consultation).
Консалтинг – это воздействие консультанта на бизнес клиента. В этом случае консультант принимает решения и несет ответственность за бизнес клиента. Поэтому консалтинг – это ответственность за результат.
Консультирование – это деятельность консультанта и заказчика, без ответственности за получаемый результат. Консультант дает советы, но воплощать их, отвечать за них будет сам заказчик. Процесс консультирование подобен чтению книги, интерактивного справочника, где консультант выступает своеобразной википедией. Когда вы читаете мои статьи по бизнес-моделям (схемы, элементы, примеры бизнес-моделей)- это консультирование. Когда я рассказываю как построить бизнес-модель собственного бизнеса, и вместе с вами рассматриваю разные стороны бизнес-модели – это тоже консультирование.
И только в момент взаимодействия консультанта с персоналом компании, когда построенная бизнес-модель на бумаге будет воплощаться в жизнь и начинается консалтинг.

Андрей Федоренко

Похожие статьи….

Профессиональные стандарты управленческого консалтинга

Консалтинг -это… (схема решения проблем)


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+