Home > статьи > Стратегическое управление предприятием

Стратегическое управление предприятием

November 11th, 2010 Leave a comment Go to comments

Стратегическое управление предприятием.

Нужна ли всем стратегия?
Как ни странно, но стратегия и тем более стратегическое управление нужно не каждому предприятию или бизнесмену. Это утверждение вступает в некоторое противоречие с тем, что обычно пишут консультанты по управлению. И я готов еще раз подтвердить свои слова: наличие стратегии еще не означает, что ваш бизнес успешный, и наоборот если у вас успешный бизнес, это совсем не значит, что у вас есть некая эффективная стратегия управления предприятием.

Судите сами. Человек владеет небольшим рестораном в центре города-миллионника. Бизнес приносит ему стабильный доход, он приносит ему удовлетворение от текущей работы (общение с персоналом, подбор меню, дизайн ресторана). Владелец живет своим текущим бизнесом и счастлив. Зачем ему стратегия? Размер предприятия прямо пропорционален потребностям владельца и топ-менеджмента. И как только предприятие становится больше этих потребностей – оно останавливается в своем развитии.

Агентства недвижимости. Пришел кризис, количество сделок упало, доходы снизились, покупателей стало намного меньше. Но риэлторам это подходит. Тот объем доходов, и объем работы, который у них есть их ВПОЛНЕ устраивает. Зачем им думать о стратегическом управлении предприятием?

Недавно искал себе новую квартиру. Начал прозванивать объявления в интернете, в газетах. Знакомился с риэлторами, которые размещают объявления, с теми, кто наиболее активный. Примерно 9 из 10 риэлторов, с которыми я общался, пришли в бизнес буквально несколько месяцев назад. Они двигаются, они проявляют активность (размещают объявления и звонят клиентам), потому что “голодные”. А как только “насытятся”, получат определенный стабильный доход, они тут же успокоятся, зафиксируют состояние и будут в нем жить, пока стабильное равновесие что-то не нарушит.

Мебельные магазины. Логика такова: продажи упали до 70%, но ведь у всех продажи сократились, значит, мы делаем все правильно, значит, с нами все хорошо. Поэтому зачем мебельщикам задумываться над несоответствием предложения спросу?
И для них это вполне нормальное состояние. Наверняка, как минимум 50% бизнеса живут сегодняшним днем, руководствуясь фразой “нам бы только день простоять, да ночь продержаться”. И это разное состояние бизнесов и людей, которые в них работают. Понимание слова “счастье” у всех разное, благодаря этому мир многообразен.

Когда появляется необходимость в стратегии?
Стратегия возникает, когда человек не удовлетворен, когда он желает изменить свое текущее состояние. Стратегия возникает в момент появления ЦЕЛИ. Если руководитель ставит перед бизнесом цель, тогда и возникает потребность в стратегии, как способе достижения цели.

Строительные компании благополучно работали до 2008 года. Ни у кого из них не было целей. Все шли по накатанной колее. Многие просто зарабатывали деньги, а когда все рухнуло – задумались “что делать?”. Кризис выбил всех из обычного состояния, необходимо было что-то менять.

Цели ставили разные: сохранить коллектив, выжить, найти финансирование, завоевать освободившийся рынок, отдать долги….вот тут они ставили цели. Ситуация для них была непривычная, и действовать старыми методами, значит, идти в пропасть. Стратегии в кризисной ситуации были разные, в том числе и такая банальная как переждать кризис, и посмотреть что дальше будет.

Еще была очень популярна фраза: “В китайском языке слово “кризис” состоит из двух символов, один обозначает опасность, второй – возможность”.
И, действительно, некоторые сокращали издержки и ожидали, когда кризис рассосется сам по себе. Другие занимали освободившееся место под солнцем. И еще неизвестно кто окажется в выигрыше.

Итак,
есть текущее положение предприятия и есть желаемое (ЦЕЛЬ).
Для перехода из одного состояния в другое необходима стратегия (способ).

Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов.
Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. (Википедия)

Таким образом, стратегическое управление предприятием – это управление переходом предприятия от текущего положения к желаемому, к цели.

Когда возникает потребность в стратегическом управлении предприятием?
1) Стратегическое управление предприятием необходимо, когда предприятие планирует захватить рынок, расширяется и необходимо понять каким способом это осуществить.
Например, можно строить свою фирменную сеть магазинов для продажи продукции (так поступала в свое время торговая марка “Шустов” и сейчас торговая марка “Arber”). Или выставлять свои продукты в больших сетях, которые торгуют разными марками. И при строительстве собственной сети надо определиться: покупать помещения или арендовать?
2) Стратегическое управление предприятием очень важно если резко изменились внешние условия (кризис, новые конкуренты, падение/рост валюты, изменение законодательства) и в новой ситуации необходимо либо уходить с рынка, либо разрабатывать способ как остаться “на плаву”.

В 1970-е годы компании Gillette угрожала серьезная опасность со стороны Bic, которая вывела на рынок дешевую одноразовую бритву, пользующуюся спросом и поныне.
Чтобы не утратить свои позиции компания Gillette, также начала выпускать недорогие одноразовые бритвы. Но в последствии после серии маркетинговых исследований в 1989 году компании Gillette запустила бренд Sensor. Новый продукт был дороже, чем самая дорогая к тому времени Atra. Однако бритвы Sensor оказались настолько удачны, что покупатели платили больше за Sensor, вместо того чтобы покупать одноразовые бритвы.

Компания General Motors в связи с мировым финансовым кризисом приняла стратегическое решение “убить бренды” и полностью перестала выпускать автомобили под маркой Pontiac.
1 ноября 2010 года стал последним днём в истории компании. Несмотря на то, что Pontiac один из культовых брэндов американской автоиндустрии, из-за финансовых проблем отделение было закрыто. И это следствие стратегии Компания General Motors.


3) Стратегическое управление предприятием становится ключевым, когда предприятие (или его владелец) ставит такие цели и задачи бизнесу, которые при текущем положении дел достичь невозможно. Ограничения могут быть связаны с финансовым состоянием, с кадровым составом, ассортиментом продукции и т.д. Другими словами, чтобы достичь поставленной цели предприятию не хватает каких-то ресурсов.

Именно отсюда появилось понятие “малобюджетный маркетинг”, когда необходимо достичь высоких результатов используя ограниченные ресурсы. Данная ситуация хорошо видна на подходе разных стран к потреблению электроэнергии и ресурсов в целом. В постсоветских странах, где ресурсы относительно дешевые, использование энергосберегающих технологий встречается крайне редко. И напротив в странах с бедными ресурсами можно повсюду встретить те же ветрогенераторы, экономичные лампы накаливания и т.д.
Современная Россия и в 21 веке остается страной, расточающей энергию. Энергоемкость экономики Российской Федерации в настоящее время в 3 раза выше энергоемкости мировой экономики, в 7 раз больше, чем в Японии, в 4,5 раза больше, чем в США. А в жилищно-коммунальной сфере российские нормы потребления тепла и воды в 3 раза (а по фактическим показателям — в 4–5 раз) выше, чем в Финляндии и Норвегии.

Даже поговорка говорит “голь на выдумку хитра”, т.е. в условиях ограниченности ресурсов начинает работать изобретательность. В нашем случае, предприятие, его топ-менеджмент “изобретают” стратегию достижения цели.
Впрочем, изобретать должны не только бизнесмены, но и государственные чиновники: необходимо как-то совместить растущие социальные выплаты (пенсии, заработные платы, выплата многодетным семьям, обеспечение льгот и прочее) и относительно стабильные государственные доходы от налоговых поступлений. И государственные чиновники, прежде всего, кабинет министров должны выработать стратегию наполнения бюджета (новые налоги, расширение налоговой базы, продажа гос.собственности, реализация инновационных проектов).

продолжение следует….

Андрей Федоренко

 

p style=”text-align: right;”>Статьи на тему стратегического управления:

Стратегия: лестница или прыжок?

Государственная стратегия развития. Технологии разработки.

9 ситуаций, когда необходима разработка новой стратегии развития предприятия


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+