Home > Анализ предприятия, Консалтинговые услуги, управленческий консалтинг > Анализ эффективности предприятия (53 вопроса)

Анализ эффективности предприятия (53 вопроса)

December 10th, 2012 Leave a comment Go to comments

В статье вы встретите вопросы по анализу эффективности предприятия в разделах:
Производственный цикл.
Процесс оказания услуг.
Система управления предприятием.
Стратегия предприятия.

Используйте предложенные вопросы для анализа собственного предприятия. Вопросы помогут пошагово разобраться с ситуацией. В случае необходимости обращайтесь к нам за консультацией – мы готовы ответить на ваши вопросы по анализу эффективности предприятия.

Вопросы о производственном цикле (только для производственных предприятий)

1. Осуществляется ли контроль качества сырья при поступлении на склад? Если да, то каким образом и кто отвечает за это?
2. Насколько велики складские остатки на складе сырья? Выскажите мнение о том, велики они, оптимальны или напротив недостаточны для производства, а затем укажите стоимость остатков на складе сырья в денежных единицах.
3. Работает ли производство равномерно и по заранее составленному плану? Если да, просто напишите «ДА», если нет, то перечислите справа номера ситуаций, которые постоянно наблюдаются в процессе производства:

  • Плана нет дольше чем на 1-2 дня.
  • Случаются авралы, когда мы бросаем все, и делаем то, что нужно сделать прямо сейчас.
  • Невыполнение сроков является обычным делом.
  • Сотрудники постоянно заняты чем-то, но процесс производства в целом идет со сбоями.

4. Осуществляется ли контроль качества изготовленной продукции? Если да, то каков средний уровень брака?
5. Если уровень брака выше 5%, можно ли отсеивать этот брак раньше, на предыдущих этапах производственного цикла?
6. Есть ли в производственном процессе «узкие» участки, где накапливаются детали, сырье для переработки или для осуществления очередной операции – участки, не пройдя которые, нельзя работать дальше? Эти участки очень важны, они, фактически, задают темп всему производству.
7. Поступают ли деньги от заказчиков равномерно или с перебоями? Бывают ли ситуации, когда не хватает денег для оплаты текущих расходов и покупки очередной партии сырья для изготовления продукции?
8. Насколько велики запасы готовой продукции на складах, которая еще не продана? Не получается ли так, что производство в значительной степени производит то, что потом невозможно продать?
9. Насколько велика текучесть кадров на предприятии? Интересна статистика текучести кадров на разных уровнях иерархии: рабочие, мастера, начальники цехов, сотрудники управленческого аппарата.
10. Есть ли на заводе среди рабочих, мастеров, начальников цехов ценные специалисты, без которых производственный процесс практически невозможно осуществлять?
11. Работает ли отдел маркетинга как просто служба, которая должна продать то, что произведено? Или отдел маркетинга реально участвует в определении ассортимента продукции, которую необходимо закупать?
12. Кто и по какой технологии строит отношения с покупателями продукции? Может ли этот человек дать надежное обещание покупателю, что предприятие вот в такой срок изготовит вот такой объем продукции?
13. Уполномочен ли этот человек искать новых заказчиков, которым требуются изделия, раньше на заводе не изготавливавшиеся, но которые технологически возможно изготовить? Если да, то делает ли он это? Если не делает, то в чем причина?

Вопросы о процессе оказания услуг (только для предприятий сферы услуг)
1. Ведется ли анализ продаж, позволяющий определить, какие услуги потребляются в большем количестве, какие приносят наибольший доход компании?
2. Организована ли работа по продвижению услуг таким образом, чтобы в первую очередь сообщать о наиболее часто покупаемых услугах?
3. Какие причины у потенциального клиента выбрать именно Вашу компанию среди всех Ваших конкурентов? Насколько они веские и работающие, с Вашей точки зрения?
4. Кто и как организует работу по продвижению услуг компании?
5. Кто управляет качеством оказываемой услуги? Кто управляет качеством коммуникации с клиентами?
6. Кто несет ответственность перед клиентом за ошибки и некорректное исполнение услуги? В чем эта ответственность выражается?
7. Есть ли у клиента мотив, который побудит его обратиться в компанию повторно?
8. Каким образом оказывается внимание клиентам, которые уже оставили в компании деньги?
9. Каким образом осуществляется контроль качества предоставляемой услуги?
10. Каким образом изучаются или формируются у существующих клиентов потребности в новых услугах, оказываемых компанией?
11. Каким образом изучаются потребности потенциальных клиентов? Возникают ли на основе этого новые услуги? Если да, то как часто происходит обновление перечня услуг?
12. Человек, проводящий переговоры с клиентами, уполномочен ли сам принять решение и дать точное обещание об исполнении той или иной услуги в данные сроки за оговоренную сумму?
13. Как вообще строится работа по определению стоимости услуги с клиентами, в том числе с потенциальными клиентами, которые еще ни разу ничего не купили в компании?

Вопросы о системе управления компанией

1. Существует ли описание должностных функциональных обязанностей в форме должностных инструкций или иных документов? Если да, то насколько они совпадают с реальными функциональными обязанностями сотрудников?
2. Есть ли, с Вашей точки зрения, такие функциональные обязанности, которые объективно нужны, но не закреплены ни за кем конкретно, поэтому исполняются разными людьми в разное время?
3. Есть ли в Вашей компании люди, которые перегружены функциональными обязанностями и по этой причине не могут успеть сделать все, что от них требуется?
4. Есть ли функции, которые выполняются формально, скорее имитируются, но их реальное выполнение принесло бы большую пользу компании?
5. Есть ли, с Вашей точки зрения, неоптимальное распределение полномочий и/или ответственности на отдельных участках бизнес-процесса?
6. Может ли организация, с Вашей точки зрения, зарабатывать больше доходов, чем сейчас, если более правильно организовать коллективную работу?
7. Мотивирует ли сотрудников система материального стимулирования, действующая в организации?
8. Мотивирует ли сотрудников система материального стимулирования, действующая в организации?
9. Всегда ли информация, необходимая для принятия управленческих решений, поступает в нужное место в нужное время в полном объеме? Можно ли и нужно ли оптимизировать обмен информацией между отделами и подразделениями, отдельными специалистами компании?
10. Достаточно ли велика скорость принятия управленческих решений? Не происходит ли так, что пока решение принимается, уже исчезает или изменяется ситуация, в которой его нужно было принять?
11. Есть ли в коллективе потенциальные или актуальные конфликты, которые, с Вашей точки зрения, могут осложнить ситуацию? Если да, опишите их.
12. Существует ли описанная схема основных бизнес-процессов компании? Если да, то насколько велико ее отличие от реально действующей системы? С Вашей точки зрения, нужно ли точно описывать бизнес-процессы, обязанности, полномочия и ответственность сотрудников на каждом участке бизнес-процесса?

Вопросы о стратегии компании
1. Пожалуйста, опишите текущее состояние в экономике и как оно отражается на бизнесе Вашей компании? Сформулируйте наиболее острые проблемы, которые Вы видите сейчас?
2. Сформулируйте, пожалуйста, основные причины наиболее острых проблем, касающихся Вашего бизнеса
3. Как изменились Ваши отношения с банками? Если никак не изменились, укажите «не изменились», если изменения произошли, опишите, пожалуйста, в чем именно
4. Как сказались на Вашем бизнесе действия государственных органов и изменения в законодательстве за последний год? Какие из них сказались на Вашем бизнесе наиболее заметно?
5. Оборот компании за прошлый год по официальной отчетности. Обороты конкурентов за прошлый год (приблизительные, если известны)
6. Наиболее прибыльные и наименее прибыльные на сегодняшний день направления Вашего бизнеса с указанием месяца и года, когда эти направления возникли. Какие направления бизнеса сегодня являются «кормящими»?
7. Квартальная динамика доходов по основным направлениям Вашего бизнеса за последние два года
8. Произошло ли за последний год сокращение кадров? В какой степени?
9. Были ли свернуты за последний год некоторые бизнес-направления? Какие именно?
10. Как Вы видите перспективу? Что будет происходить с Вашими клиентами? Как будут меняться их потребности и запросы? Как Вам следует перестроить бизнес, чтобы отвечать на эти запросы?
11. Есть ли у топ-менеджмента компании согласованный план деятельности на ближайшие полгода-год? Если он существует в письменном виде, приложите этот документ к заполняемой анкете. Если он существует в виде общих тезисов, сформулируйте, пожалуйста, эти тезисы.
12. Какова психологическая атмосфера в команде основных менеджеров и специалистов?

  • Все полны оптимизма и энтузиазма, знают, что есть программа действий и поддерживают ее
  • Энтузиазма нет, но оптимизм есть, все уверены в завтрашнем дне.
  • Тревожные ожидания и предчувствия. Опасения, что завтра работы может не быть.
  • Паника, ожидание увольнений и закрытия бизнеса.

13. Что Вам известно о последних действиях Ваших основных конкурентов? Каковы их планы? Можно ли сказать, что они более успешны, чем Вы на сегодняшнем этапе?
14. Считаете ли Вы необходимым:

  • Определить намерения и планы на ближайшее будущее;
  • Четко обозначить бизнес-направления, которые необходимо развивать;
  • Сосредоточить в этих направлениях основные организационные, финансовые и управленческие усилия;
  • Разработать четкую программу действий с указанием конкретных сроков, исполнителей и ответственности за результат и неукоснительно отслеживать ее исполнение?

15. Какие наиболее актуальные в данный момент производственные задачи Вы можете сформулировать для себя лично?

Александр Шохов
Андрей Федоренко
консалтинговая компания Socium

еще статьи по анализу эффективности предприятия:

SWOT-анализ предприятия (перечень вопросов)

85 вопросов по анализу предприятия с использованием схемы бизнес-модели


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+