Home > Анализ предприятия, государственное управление > Глобальный инновационный индекс – Украина на 63 месте

Глобальный инновационный индекс – Украина на 63 месте

September 29th, 2014 Leave a comment Go to comments

Глобальный инновационный индекс (GII) 2014
Согласно Глобального инновационного индекса 2014, Украина находится на 63 месте. Позиция Украины неудивительна на фоне того, что только 22% украинских предприятий проводит официальное обучение своих сотрудников. Какие еще есть “пробелы” в инновационной составляющей Украины?

Глобальный инновационный индекс (GII) 2014 охватывает 143 экономики мира и использует 81 показатель по целому ряду тем. Таким образом, GII 2014 представляет для нас базу с богатым набором данных для анализа глобальных тенденций в области инноваций. Темой этого года ГИИ является “Человеческий фактор в области инноваций”.
Для нас интересно, прежде всего, положение Украины в глобальном индексе инноваций и разрывы в показателях Украины и передовых стран в индексе. С этой целью для анализа взята Швейцария, занимающая первое место в Глобальном рейтинге. К странам в первой пятерке лидеров по инновациям относятся также Великобритания, Швеция, Финляндия и Нидерланды. США находятся на шестом месте, Япония – на 21м.


Из постсоветских стран для сравнения взята Эстония и Российская Федерация. Первая уже находится в ЕС, вторая – напротив стремится сохранить отдельные черты СССР. Поэтому сравнивая эти страны можно прогнозировать возможные изменения в Украине в случае принятия курса на интеграцию в ЕС или с Российской Федерацией.
Украина находится на 63 месте в рейтинге, Эстония – 24, Российская Федерация – 29, Швейцария занимает первое место.

Глобальный инновационный индекс (GII) 2014

Глобальный инновационный индекс состоит из 81 показателя, которые объединены в 7 разделов (Институты, Человеческий капитал и исследования, Инфраструктура, Развитие внутреннего рынка, Развитие технологий и экономики знаний, Результаты креативной деятельности, Развитие бизнеса).
Мы для анализа берем только разделы, зависящие от бизнеса (результаты креативной деятельности, развитие бизнеса), а не от государственных структур (институты, развитие внутреннего рынка и т.д.). При этом мы понимаем, что все показатели тесно пересекаются друг с другом.

Глобальный инновационный индекс (GII) 2014

Развитие бизнеса
Основные “провалы” в показателях Украины по пунктам “Состояния кластерного развития” и “Совместные предприятия и стратегические альянсы”. И если для создания кластера требуются значительные ресурсы, то почему Украина отстает по показателю “Компании, предлагающие формальное обучение” непонятно. Под формальным обучением понимается официальное обучение внутри компании для своих постоянных, штатных сотрудников. Таких компаний в Украине в среднем 22%, а в странах ОЭСР в среднем 43%.

5.1 Информационные работники
5.1.1 Работа в наукоемких отраслях – сумма людей в категориях от 1 до 3, как
процент от общего числа занятых. Категории включают: ISCO-08: 1 Менеджеры, 2 Профессионалы и 3 Техники и вспомогательный персонал, ISCO-88: 1 Законодатели, старшие должностные лица и руководители, 2 Профессионалы, 3 Техники; ISCO-1968: 1 Профессионалы 2 Административно-управленческий персонал 3 Канцелярские рабочие.
5.1.2 Компаний, предлагающие формальное обучения – процент фирм, предлагающих программы обучения для своих основных сотрудников.
5.1.3 Валовые расходы на научные исследования и опытно конструкторские разработки выполняемые коммерческими предприятиями (% от ВВП)
5.1.4 Валовые расходы на научные исследования и опытно конструкторские разработки финансируемые коммерческими предприятиями (% от всех валовых расходов на научные исследования и опытно конструкторские разработки)
5.1.5 GMAT участники – общее количество участников тестирования (GMAT (англ. Graduate Management Admission Test) — стандартизованный тест для определения способности успешно обучаться в бизнес-школах).
5.2 Инновационные связи
5.2.1 Сотрудничество университетов и промышленности в исследованиях – опрос населения о том в какой мере сотрудничают университеты и бизнес в сфере исследований.
5.2.2 Состояние кластерного развития – средний ответ на вопрос анкеты о роли
кластеров в экономике.
5.2.3 Валовые расходы на научные исследования и опытно конструкторские разработки финансируемые за рубежом.
5.2.4 Совместные предприятия и стратегические альянсы – количество сделок осуществленных совместными предприятиями и альянсами с подробной информацией о стране происхождения партнера.
5.2.5 Совокупность патентов поданных минимум в 3 фирмы – набор
взаимосвязанных патентных заявок, поданных в один или несколько стран для защиты изобретения.
5.3 Поглощение знаний
5.3.1 Роялти и лицензионные платежи – удельный вес роялти и лицензионных платежей в общем объеме оптовой торговли.
5.3.2 Высокотехнологичный импорт – удельный вес высокотехнологичного импорте в общем объеме чистого импорта.
5.3.3 Импорт коммуникационных, компьютерных и информационных услуг – процент импортируемых услуг связи, компьютерных и информационных услуг от общего объема торговли.
5.3.4 Чистый приток прямых иностранных инвестиций – процент притока прямых иностранных инвестиций от ВВП.

Результаты креативной деятельности
Основной разрыв с Эстонией и Швейцарией происходит в области ИКТ (создание бизнес-моделей и организационных моделей). ИКТ в бизнесе это интернет-сайты, работа с социальными сетями, использование облачных технологий (почта, хранение данных, офисные приложения), прием платежей через интернет, использование мобильных приложений (Instagram, Foursquare), геолокация и многое другое. Бизнес часто уже использует ИКТ в своей работе. Например, электронная почта Гугл (gmail) – облачная технология, отслеживание маршрутных такси с помощью GPS-контроля – геолокация.
При этом видно, что Украина значительно отстает по показателям ИКТ от Эстонии и Швецарии.

7 Результаты креативной деятельности.
7.1 Нематериальные активы
7.1.1 Заявки на регистрацию торговой марки – количество заявок на регистрацию товарного знака, поданных резидентами в соответствующее государственное учреждение.
7.1.2 Мадридская система заявок на товарные знаки по стране происхождения – число международных заявок на товарные знаки, выданные Мадридской системой по стране происхождения.
7.1.3 ИКТ и создание бизнес-модели – показывает на сколько информационные и коммуникационные технологии страны обеспечивают создание бизнес-моделей.
7.1.4 ИКТ и создание организационной модели – показывает позволяют ли отечественные ИКТ создавать новые организационные модели.
7.2 Креативные товары и услуги
7.2.1 Экспорт креативных и творческих услуг – удельный вес в общем товарообороте.
7.2.2 Национальные художественные фильмы – количество национальных художественных фильмов продолжительностью 60 мин. и более в расчете на миллион населения от 15-69 лет.
7.2.3 Рекламные услуги и СМИ – объем предоставляемых рекламных услуг и СМИ на тысячу населения в возрасте от 15-69 лет.
7.2.4 Издательская продукция – процент издательской и полиграфической продукции от общего объема производства.
7.2.5 Экспорт креативных товаров – удельный вес за вычетом реэкспорта от общего объема торговли.
7.3 Креатив онлайн
7.3.1 Общий домен верхнего уровня – домен верхнего уровня, созданный для определённого класса организаций либо сообществ, в расчете на тысячу населения в возрвсте от 15-69 лет.
7.3.2 Национальный домен верхнего уровня – домен верхнего уровня, выделенный для конкретной страны, в расчете на тысячу населения в возрасте от 15-69 лет.
7.3.3 Ежемесячные правки на Wikipedia – в расчете на тысячу населения в возрасте от 15-69 лет.
7.3.4 Видео добавления на YouTube – общее количество добавления видео на
YouTube, на страну, в расчете на тысячу населения в возрасте от 15-69 лет.

Рейтинг это только показатель. И если ваши сотрудники начнут беспорядочно добавлять видео на YouTube, то компания еще не станет креативной. Однако, продуцирование своего видеоконтента в профессиональной сфере будет способствовать росту креативности внутри компании.
Использование ИКТ в своей бизнес-модели тоже не гарантирует успеха. Тем не менее, чем больше будет креатива в бизнесе, тем выше уровень его конкурентоспособности. Введение программ обучения также будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия, развитию креативности и повышению производительности труда, что в конечном счете скажется на доходах компании.

Андрей Федоренко
Консалтинговые услуги (Одесса, Украина)


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+