Стратегия предприятия 2015

December 29th, 2014 Leave a comment Go to comments

Возможности для роста бизнеса в 2014 годуКогда заходит речь про стратегию предприятия 2015 пишут о том, что “маркетинг умер”, “4Р уже не работает”, “забыть все что вы знали”, “кризис это не только кризис, но и возможности”, “антикризисные стратегии уже не работают”, “кризис лучшее время для роста” и так далее. Почему такие слова произносят бизнес-консультанты и консалтинговые компании понятно. С другой стороны, бизнес и общество в целом, действительно, находятся в затруднительном положении.

Чтобы рекомендации были более практичными, посмотрите ссылки, приведенные в тексте – они ведут на конкретные инструменты для анализа и развития бизнеса.

Мы выделяем три взаимосвязанных фактора, оказывающих давление на бизнес и формирующих стратегию предприятия на 2015 год.


Рост курса доллара относительно гривны.
Обесценивание гривны приводит к росту цен на импортные товары и как следствие, еще и оказывает влияние на отечественные товары с импортными компонентами в технологической цепочке.
За один год гривна обесценилась больше чем на 100%. Внутренние цены в стране в среднем выросли на 30%. Разрыв в росте внутренних цен и роста курса доллара подталкивает импортеров менять товарный ассортимент, сокращать закупки импорта.
Конечно, в данной ситуации больше выигрывают отечественные производители, особенно ориентированные на отечественные составляющие в потребительских продуктах.

Сокращение покупательной способности
Курс доллара еще и оказывает психологическое давление – подталкивает потребителей сокращать расходы. Вместо приобретения новых вещей стимулирует ремонтировать старые. Население начинает откладывать деньги на “черный день”. И тут замкнутый круг: меньше покупаем, меньше доходы и дальше еще меньше покупаем.

Нестабильная политическая ситуация в стране
Военные действия на Востоке вносят свою лепту в общую дестабилизацию. Посещение страны стало небезопасно для туристов, что негативно отразилось на отрасли гостеприимства. Значительно сократился рынок сбыта товаров. Крым и Донбасс насчитывают около 9 млн. человек. Украинский бизнес потерял большой рынок сбыта как потребительских, так и промышленных товаров. И конкуренция на остальной части территории Украины значительно усилилась. Если оценивать все население Украины в 45млн. человек, то потеря 9 млн. потребителей составляет 20% от всего рынка.

Таким образом, емкость рынка сократилась, а количество конкурентов осталось прежним. Поток потребителей сократился в связи ростом курса доллара. Бизнес оказался в двойне сложной ситуации: усиление конкуренции и сокращение потока потенциальных клиентов.

Что делать предприятию в условиях кризиса в Украине 2015?
Основная стратегия – усиливать конкурентные преимущества.
Поток потребителей сократился поэтому стратегия предприятия должна базироваться на перераспределении существующих клиентов между игроками рынка. При сохранении текущей ситуации у всех станет клиентов на 20% меньше. Кто-то будет снижать цены, демпинговать, пытаясь привлечь к себе клиентов. Скидки и распродажа самые популярные способы привлечения внимания к себе. Однако, скидки может себе позволить не каждое мероприятие. В конце концов, запас прочности у всех разный.

Поэтому наиболее перспективно усиливать свои конкурентные преимущества. Если кроме цены на товары и услуги вы больше не можете придумать преимущества своего предприятия, то стоит задуматься о том, чтобы собрать менеджмент компании и совместно проработать сильные и слабые стороны предприятия (перечень вопросов по Swot-анализу предприятия). Разработать стратегический план.

стратегия предприятия 2015

Согласно опроса СЕО, наиболее популярные стратегии предприятия 2015 – это новые каналы выхода на рынки, работать с партнерами (создавать стратегические альянсы), работать/развивать перспективных сотрудников/специалистов, оптимизировать цепочку поставок.
Если обобщить, то все эти пункты укладываются в оптимизацию бизнес-модели. Например, в схеме бизнес-модели Алекса Остервальдера 9 элементов. Проработайте каждый из них, чтобы усилить свои конкурентные преимущества.

Возможности для роста бизнеса в 2014 году
Кроме оптимизации бизнес-модели и бизнес-процессов внутри предприятия рассмотрите также какие возможности можно использовать для стратегии предприятия 2015. Наибольший интерес у СЕО вызывают возможности для роста в области разработки инновационных продуктов и услуг – 35%, расширение присутствия на существующих рынках – 30%, новые географические рынки – 14%, слияния и поглощения – 11%.

Пересмотреть себестоимость товаров и услуг.
Пересмотреть бизнес-процессы на предприятии и оптимизировать их с точки зрения роста курса доллара.
Рассмотрите себестоимость ваших товаров и услуг. Вполне возможно, что импортная составляющая не такая уж и большая, чтобы значительно поднимать цены на вашу продукцию. Поэтому 20-30% повышение будет вполне адекватно росту внутренних цен.
Для предприятий ориентированных полностью на импорт или зависящих от иностранных потребителей целесообразно действовать сообразно потребительскому сегменту (премиум, средний, эконом). Подробности стратегии поведения предприятия, зависящего от курса доллара рассматриваются в статье “Что делать бизнесу в связи с ростом курса доллара относительно гривны?”

Провести оптимизацию расходов предприятия. Это не значит, что под сокращение должен попасть персонал или канцелярия. Проведите аудит расходов предприятия и выявите наиболее затратные статьи. После этого соберите персонал, топ-менеджеров и проведите мозговой штурм или стратегическую сессию по вопросу сокращения расходов. Сократить расходы предприятия возможно за счет оптимизации бизнес-модели предприятия, например, автоматизировать систему взаимодействия с оптовиками или розничными потребителями. Сократить издержки на отопление возможно за счет установки теплосчетчиков. Расходы на электроэнергию сокращаются за счет установки энергосберегающих светодиодных ламп и так далее. Рассмотрение расходов и предполагаемых потерь может выявить и неочевидные потери. Вполне возможно, что менеджеры затрачивают много времени на оформление договоров из-за постоянных ошибок или вынесение рабочих процессов на аутсорс поможет избавиться от функций нерегулярно используемых предприятием. Например, проведение маркетинговых исследований или интернет-продвижение лучше отдать консалтинговой компании, чем самому содержать необходимого специалиста.

Подведем итоги по стратегии предприятия 2015.
Во-первых, усильте свои конкурентные преимущества, чтобы перераспределить оставшийся поток клиентов на собственное предприятие.
Во-вторых, проведите оптимизацию расходов предприятия, чтобы снизить себестоимость и быть конкурентным по цене на товары и услуги.
В-третьих, пересмотрите ценообразование на предприятии, чтобы растущий курс доллара меньше отражался на конкурентной позиции предприятия.
Чтобы слова превратились для предприятия в конкретные действия откройте ссылки в статье – в них представлены инструменты по Swot-анализу, по бизнес-модели.

Андрей Федоренко
(Консалтинговые услуги, Одесса)


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+