Home > антикризисное управление, выход из кризиса > Что делать бизнесу в связи с ростом курса доллара относительно гривны?

Что делать бизнесу в связи с ростом курса доллара относительно гривны?

December 21st, 2014 Leave a comment Go to comments

рост курса доллараПрежде всего, важно посчитать себестоимость своих услуг или товара и понять долю украинского содержания. Премиум сегменту (импортозависимому) ориентироваться в основном на доллар, эконом сегменту на гривну, а средний уровень (комбинирование гривны и доллара) – замена дорогих импортных составляющих на полнофункциональные и качественные, но более дешевые аналоги.

Сегодня остро встал вопрос ценообразования в Украине. Доллар с каждым днем дорожает. С начала года гривна обесценилась почти на 200%.
Цены на продукты питания и товары промышленного производства выросли не столь значительно, тем не менее, выросли по некоторым позициям на 37% (по официальной статистике).
В первую очередь подорожание сказалось на импортных товарах. Однако, внутреннее производство очень часто также зависит от импортных составляющих, включенных в технологический процесс.
Поэтому среди импортозависящих производителей и компаний в сфере обслуживания возникает естественная потребность поднять цены на свою продукцию или услуги. Обоснованием для поднятия цен служит рост стоимости импортных составляющих, привязанных к доллару или евро.

рост внутренних цен в Украине

На сколько поднять стоимость своего товара или услуги в связи с ростом доллара?
Первый подход ориентируется на стоимость доллара по отношению к гривне, т.е. если телефон изначально стоил 200 долларов или 1600гривен, то в настоящий момент он должен стоить те же 200 долларов, но уже 4000 гривен.
Стоимость телефона, таким образом, увеличилась на курсовую разницу.
Недостаток ценообразования, ориентированного на привязку к курсу доллара заключается в том, что уровень доходов населения при этом не увеличился на тот же уровень, что и курс доллара. Поэтому если ориентироваться на потребителя, который получает оплату труда в гривнах, то за год он стал беднее на курсовую разницу. И стоимость товара должна оставаться прежней для него – телефон по-прежнему должен стоить 1600 гривен. Но для импортера это невыгодно.
Второй подход ориентируется на установление цен на продукцию и услуги исходя из внутреннего роста цен. Предположим, что основной пакет продуктов питания, транспортные расходы, коммунальных платежи подорожали в целом на 30%. В таком случае промышленные товары и услуги также должны вырасти на те же 30%.
Подход, ориентированный на рост внутренних цен, не учитывает импортную составляющую.
Производитель или поставщик услуг оказываются меж двух огней: курс доллара вырос на 300%, а внутренние цены выросли на 30%.

рост курса доллара

Что делать бизнесу в условиях обесценивания гривны?
Первый вариант – импортозамещение, с целью снизить себестоимость продукции/услуги до приемлемого на внутреннем рынке уровня. Приемлемый уровень измеряется ростом цен на внутреннем рынке. В случае если в товар (услугу) входят импортные компоненты, то и рост на них будет пропорциональный. Общая стоимость вырастет на сумму роста цен на внутреннем рынке и роста курса доллара. Конечная стоимость будет все равно меньше роста курса.
Второй вариант – необходимо предложение аналога дорогой продукции. Дорогой телефон от известной марки может быть заменен на такой же по функциональному наполнению недорогой телефон.
Третий вариант – изменение бизнес-модели предприятия, которое позволит ему снизить себестоимость производства товара или услуги. Если предприятие борется за цену на товар, то необходимо его максимально упростить, оставив основные функции. Это не значит, что товар теряет в качестве, в первую очередь меняется функционал.
Четвертый вариант – в качестве отправной точки рассматривать не себестоимость товара или услуги, а сегменты потребителей. Премиум сегмент не обращает внимание на колебания курса доллара или его изменения не столь существенны для потребителя. Поэтому стоимость товара или услуги по-прежнему можно привязывать к курсу доллара. Для нижнего ценового сегмента необходимо искать дешевые аналоги или же снижать себестоимость. Тут важно понимать предпочтения потребителя. Например, для премиум сегмента играет роль статусность, для эконом сегмента цена важнее всего. Средний сегмент, пожалуй, самый сложный. Средний сегмент может свалиться в эконом класс из-за потери доходов, или уйти в премиум. И уже в соответствии с потребительским сегментом устанавливать не только цену, но и набор предоставляемых услуг или качество товара.

Никакого демпинга. Ценовая гонка – порочный круг. Лучше акцентировать внимание потребителей на ваших уникальных качествах.

демпинг на рынке гостеприимства

Универсальный момент для любого сегмента – уникальность предложения для потребителя. В любое время на рынке есть потребители, готовые заплатить определенную стоимость за уникальный товар или услугу. И здесь мы как бы выходим за пределы ценовой конкуренции, за пределы влияния курса доллара на ценообразование.

Антикризисные выводы:

  1. Общий подход – посчитайте долю импортного и украинского содержания. Рассчитайте себестоимость с учетом роста внутренних цен и роста курса доллара относительно гривны.
  2. Проведите анализ эффективности предприятия.
  3. Премиум сегменту однозначно привязываться к курсу доллара. Однако, если в продукте или услуге есть украинские составляющие, то можно снизить цены в соответствии с их долей в общей стоимости товара/услуги и ориентироваться на внутренний рост цен.
  4. Средний сегмент – ищите импортные недорогие аналоги, снижайте себестоимость, акцентируйте внимание на то, чем вы отличаетесь по качеству, по уникальности предложения.
  5. Эконом сегмент – оптимизируйте бизнес-процессы, модернизируйте бизнес-модель и снижайте себестоимость и цену с учетом роста цен в стране в целом. Ориентация на гривну и внутренний рост цен. Чтобы снизить себестоимость оставьте самые важные вещи для потребителя.
  6. Чтобы исключить демпинг, старайтесь предоставлять большую ценность для потребителя. И, конечно, демонстрировать в чем ваша ценность, чтобы потребитель понимал ваши преимущества.

Андрей Федоренко
(консалтинговые услуги, Одесса)


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+