Home > антикризисное управление > Туризм в Украине (развитие туристического бизнеса) часть 2

Туризм в Украине (развитие туристического бизнеса) часть 2

January 14th, 2015 Leave a comment Go to comments

фестиваль Хочу в ОдессуСтатья раскрывает проблемы украинского туристического бизнеса. Приводится статистика и мнения экспертов.
В предыдущей части статьи “Туризм в Украине (развитие туристического бизнеса) часть 1” раскрывались вопросы уровня цен и влияние политической ситуации на туристический бизнес.

Качество сервиса/инфраструктура
Если театр начинается с вешалки, то новый город для туриста начинается с назойливых таксистов. Одесситы, привыкшие значительно завышенным ценам на железнодорожном вокзале и аэропорту еще на подъезде к городу заранее заказывают такси. Иностранец, впервые прилетевший в Одессу, рискует добираться из аэропорта в центр города за 100 долларов, для гостей из Российской Федерации называется цифра в 1000рублей, а для украинцев тариф снижается до 150гривен. Такси, вызванное по телефону, обойдется значительно дешевле – около 50 гривен.
Одессе не хватает информационных центров. Информационный туристический центр предусмотрен возле Потемкинской лестницы, возле Зоопарка, на пляже Аркадия, но его нет на железнодорожном вокзале, хотя именно вокзал является первой точкой контакта туриста и Одессы.

туристический бизнес в Украине

Лина Бондарева (директор по персоналу, сеть ресторанов: Mario’s, Buffalo 99, cafe Gallo cafe, Zarra Pizzara, cafe Gloria Jeans, Трубадур, “Друзья и пиво”)

В плане муниципальных задач: абсолютно нет информационных центров. В любом крупном городе Европы есть множество инфоцентров для туристов: информационные стойки, консультанты, карты достопримечательностей и карты города. На Дерибасовской таких центров должно быть четыре, на Екатериненской два. Центр города Одессы должен быть наполнен инфоцентрами для комфорта туристов и гостей. Я не видела ни одного.

Ольга Балабанова (Отдых по-одесски. Ваш личный гид)
В Одессе отсутствует масса мелочей, которые облегчают жизнь любого туриста в городе. У нас нет указателей на английском языке. Не хватает туристической информации: официальный городской информационный центр расположен в неудобном месте – на Польском спуске. На Приморском бульваре в помещении фуникулера у нас есть какая-то информация, но это капля в море. Вроде бы у города уже существует договоренность с аэропортом, но этого все равно крайне недостаточно. В больших европейских городах инфоцентры расположены на каждом углу в историческом центре города.
У нас не хватает освещения на улицах. Летом дни длинные и еще как-то можно провести экскурсию «Вечерняя Одесса», в другое время года – просто нереально. Освещенные объекты у нас можно пересчитать по пальцам на одной руке: Городской сад с Дерибасовской, Дерибасовская и то частично освещенная там, где рестораны установили свое освещение, Екатерининская площадь с подсвеченным памятникам, Приморский бульвар, Оперный театр и гостиница Бристоль.
Но самое главное – спокойная обстановка в стране, туристы хотят путешествовать по мирным городам и странам.

Анна Журавская (учредитель, Sky Group)
У нас замечательные объекты экотуризма, потрясающие садыбы колыбы, но к ним сложно добраться. Вилково, Днестровская дельта, Фрумушика возле Арциза очень интересные места.
Например, Фрумушику сложно вставить в маршрутную группу по всей Украине потому, что ее посещение займет много времени. Если бы была нормальная дорога мы могли бы туда поехать еще и Вилково посмотреть.
На сайте крупного немецкого туроператора, помимо интересных описаний тура, предупреждают: “В Украине очень плохие дороги, поэтому расстояние в столько-то километров можете ехать целый день”.
Когда мы говорим: «А что мы можем исправить, улучшить, ну не будем говорить о глобальном», мы все равно должны возвращаться к глобальному.

Взаимодействие участников рынка
Сложная политическая ситуация “заставила” туристическую отрасль не только менять ориентиры с внешнего туризма на внутренний, но и подтолкнула к объединению, к поиску новых форм привлечения туристов в Одессу.
Традиционно считается, что Одесса привлекает туристов морем и пляжами. Однако, по мнению участников рынка, море и пляж не стоят в приоритете у туристов, посещающих Одессу.
В среднем турист задерживается в Одессе на 2 дня. За это время он успевает ознакомиться с основными достопримечательностями и отведать одесской кухни. Основная цель посещения, рассчитанного на 2 дня, ознакомиться с культурой города и пляжи в данном случае не являются приоритетом. Поэтому одна из целей операторов рынка “задержать” гостя в городе еще на один день, увлечь его новыми интересными событиями, культурными мероприятиями.
Участники рынка начали объединяться вокруг идеи привлечения туристов с помощью событийного туризма.

В 2014 году наиболее заметной была акция “Хочу в Одессу”. В рамках акции проводился “Фестиваль фестивалей” 28-30 июня 2014 года, объединивший около ста культурно-развлекательных мероприятий. Ключевым событием фестиваля был концерт “Океана Эльзы” на стадионе “Черноморец”.

В настоящий момент регулярно проводятся встречи отельеров и организаторов фестивалей в Одессе. Инициативная группа нашла механизмы организационной помощи одесским фестивалям. Календарь событий уже насчитывает больше 100 мероприятий на 2015 год.

туристический бизнес в Украине

Теоретически в привлечении гостей в город заинтересованы все представители индустрии гостеприимства. При этом рабочие встречи по вопросам взаимодействия отелей, а также по привлечению внимания внутренних туристов к Одессе, посещает около 10 отелей из более чем 100 зарегистрированных на www.booking.com (не учитывая апартаменты, хостелы и т.д.).

Татьяна Маркова (директор департамента культуры и туризма Одесского городского совета)
Фестиваль фестивалей «Хочу в Одессу» рождался как проект «Большая Одесса». Для привлечения внутренних туристов мы объединили и развили несколько спонтанно рожденных идей. Так появились борды по всей Украине «Хочу в Одессу». Итогом размещения информации о городе по Украине стал сам фестиваль «Хочу в Одессу». Именно этот проект, фактически, вырвал нас из пучины провала туристического сезона, позволил выиграть сражение за внутренний туризм.
В Одессе появились туристы, которых раньше никогда не было. После трагических событий в Украине, в частности, одесских событий 2 мая, мало кто хотел ехать в Одессу.
Однако благодаря проведению фестиваля выторги в центральной части города в 2 раза превысили выторги такого же периода совершенно благополучного 2013 года. Это стало показателем того, что мы находимся на правильном пути.
Сегодня стало необходимым проведение ежемесячных якорных мероприятий, которые будут дополнены менее масштабными, но не менее интересными проектами.
Так, одним из ярких проектов, запланированных на май 2015 года, является «Открытый университет Одессы». Целью данного мероприятия является привлечение украинской и зарубежной молодежи, студентов. В программу «Открытого университета Одессы» войдут выступления спикеров, научно-практические конференции, нетворкинг, мастер-классы и, конечно же, отдых на черноморском побережье.
В настоящий момент событийный туризм – одно из стратегических направлений развития туристической сферы нашего города. Надеемся, что к 2020 году количество туристов в Одессу увеличится в 2 раза.

Спрос превышает предложение
Причина “неповоротливости” одесских отелей, и в целом туристической отрасли, связана с высоким спросом на их услуги.

Даже в 2014 году, который оценивается хуже 2013 года, загрузка отелей на уровне 40-50%. И это при том, что в европейских странах согласно статистике средняя загрузка отелей находится на уроне 40%, по состоянию на 2013 год. Таким образом, спрос на одесские отели выше, чем на средний европейский отель. Основной причиной является ограниченное предложение на рынке Одессы.

В 2013 году по статистике на 100 человек в Одесской области приходилось 0,23 номера. Согласно данных Всемирной Туристической Организации в Испании отели могут предложить 2 номера на 100 человек населения, в Великобритании 1 номер на 100 человек, Румыния – 0,6 номера, Турция – 0,4 номера, Польша – 0,3 номера, Украина – 0,2 номера.
Кстати, для сравнения, во Львовской области предлагается 0,3 номера на 100 человек населения, а в Закарпатье – 0,4 номера. По уровню предложения Одесская область отстает от Львовской и Закарпатской. Ограниченное предложение породило парадоксальную ситуацию, когда украинскому туристу отдых в Турции обойдется в ту же сумму, что и в Одессе, а в некоторых случаях, комплексный отдых в Турции будет даже дешевле вместе с перелетом.
Скорее всего, высокий спрос на услуги туристической отрасли можно также объяснить и необоснованные цены на услуги в Крыму. В 2013 году количество номеров на 100 человек составляло 0,9. Тем более, что спрос был со стороны внешних туристов из РФ с более высоким уровнем покупательской способности по сравнению с внутренним украинским туристом.

гостиничный бизнес в Украине

Юлия Лабунская (управляющая, отель “Айвазовский”)
Одесские отели в основной своей массе очень избалованны. Вы сами прекрасно понимаете, какая раньше ситуация была. Мы были заполнены и перезаполнены. Нам не нужно было брать маркетолога, продвигать свой отель – туристы селились сами.
Центр города, никогда не жаловался на загрузку. В центре плохие месяцы – февраль, март, когда загрузка на уровне 50%. В летние месяцы – 90 – 93%, сентябрь всегда шикарный – 80%, может быть 85%. В среднем загрузка в обычный год, без всяких катаклизмов находилась на уровне 70 %.
Еще год назад была подобная ситуация до того как начался Майдан. А сейчас приходится работать, что-то придумывать.
Очень смешно было, как мы понадеялись на “крымского” туриста в Одессе. “Крымский” турист поехал: озеро Синевир, горы Карпаты, Закарпатье, но не в Одессу. Видимо это турист, который любит пейзаж, природу, то чего нет в Одессе.

Выводы о развитии туристического бизнеса
По результатам обсуждения с представителями одесского туристического бизнеса на тренинге “Маркетинг и интернет-продвижение туристических проектов” (бизнес-тренеры Дмитрий Войтко и Андрей Федоренко), и дальнейшего интервьюирования мы сделали следующие выводы.
По оценкам экспертов в Одессе (и туристическом бизнесе в Украине в целом) наблюдается несколько основных проблем: нестабильная политическая ситуация, неразвитая туристическая инфраструктура. Оценка уровня цен и качества сервиса не всегда однозначная – высказываются мнения, как о высоком уровне цен, так и о низком. Такая же неоднозначная ситуация в отношении сервиса.

Высокий спрос не способствует перестройке туристической отрасли. И значительных изменений мы можем ожидать только, когда усилится конкуренция на рынке отелей и других мест размещения. Отели в данном случае являются индикатором изменений, уровня конкуренции. Знаковым моментом будет рост количества номеров на 100 человек хотя бы до уровня Турции (0,4 номера на 100 человек), т.е. количество отелей должно увеличиться в 2 раза, чтобы уровень сервиса в туристической отрасли в целом значительно вырос. В ситуации политической нестабильности процесс изменения может значительно ускорится, как говорится “не было бы счастья, да несчастье помогло”.

Основным драйвером развития туристического бизнеса будет продолжение ухудшения ситуации в стране. Кризис заставляет операторов рынка перестраиваться, искать новые подходы к потенциальным клиентам, искать новые формы сотрудничества друг с другом.
Нестабильная политическая ситуация ограничивает поток иностранных туристов – в стране находиться небезопасно. Поэтому туристический бизнес Украины вынужден ориентироваться на внутреннего туриста. Как следствие можно ожидать снижение цен в отелях и ресторанах. Но с другой стороны, на рынке появится больше предприятий изначально заинтересованных именно в украинских туристах, значит, предоставляющих услуги на уровне внутренних цен.
При всех проблемах в туристическом бизнесе, анализ отзывов на tripadvisor говорит о постоянном совершенствовании уровня сервиса и отзывов, напоминающих о сервисе времен СССР все меньше.

Возможно, туристу будет достаточно и двух дней в Одессе, чтобы посмотреть все знаковые достопримечательности. В тоже время событийный туризм мотивирует украинского туриста снова и снова приезжать Одессу. По крайней мере, на зимний сезон Одесса подготовила интересную программу для своих гостей.

Андрей Федоренко
Консалтинговые услуги (Одесса, Украина)


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+