Home > антикризисное управление, Проведение стратегической сессии > “Стратегическая сессия: как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем” (отзыв о книге)

“Стратегическая сессия: как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем” (отзыв о книге)


Альпина Паблишер издала книгу “Стратегическая сессия: как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем”.
В самом названии отражена суть понимания “стратегической сессии” – прорывные идеи, нестандартные решения. Но чем это отличается от “мозгового штурма” или просто вопроса к аудитории во время совещания “что мы можем придумать нестандартного?”
Адаптивные проблемы
Во-первых, необходимо отделить технические проблемы от адаптивных, которые и призвана разрешать стратегическая сессия.
Адаптивные проблемы возникают в связи с возросшей неопределенностью, непрогнозированностью ситуации, быстрой сменой игроков на рынке.
Зачастую текущая ситуация называется “мир VUCA”. Аббревиатура английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). “мир VUCA” – это постоянный кризис. Например, военные действия в Украине добавляют нестабильности и неопределенности бизнесу. И в этих условиях необходимо как-то продолжать работать.

Поскольку проблема многосторонняя и неоднозначная, то и решение ее требует привлечения больших ресурсов, чем просто одного человека. Ресурсов всей компании от сотрудников общающихся с клиентами до высшего менеджмента. В таком случае, адаптивная проблема рассматривается со всех сторон. Менеджмент видит, что происходит на глобальных рынках, а рядовые сотрудники держат руку на пульсе потребительских предпочтений. И за счет объединения взглядов компания может намного быстрее реагировать на изменения на рынке.
Обычно, быстрота реагирования приписывается малому бизнесу. Потому что владельцы непосредственно общаются с клиентами и могут вовремя отреагировать на любые прихоти рынка. А крупный и средний бизнес реагирует медленно.

Стратегическая сессия дает возможности получить (частично) среднему бизнесу быстроту реагирования на запросы клиентов. На мой взгляд, стратегическая сессия – это своего рода переход от модели Product development к Consumer development, за счет вовлечения широкого круга специалистов в обсуждение решения адаптивных проблем.

Крис Эртель и Лиза Соломон приводят примеры адаптивных проблем для стратегической сессии:
• Команда разработчиков пытается найти новый продукт для своих клиентов.
• Начальник отдела кадров хочет вовлечь сотрудников организации в разработку стратегии реализации личных способностей.
• Команда управленцев пытается разобраться в том, как события в мире могут повлиять на их отрасль и рынки.
• Школьный комитет планирования пытается решить вопрос кадровой и технической оснащенности при наличии ограниченных ресурсов.
• Руководитель коммерческого подразделения ищет пути расширения в условиях замедленного роста.
• Руководство стартап-компании сталкивается с вопросом, надо ли резко менять стратегию или продолжать действовать в соответствии с первоначальной бизнес-моделью.
• Руководитель ИТ-отдела пытается найти новую технологическую платформу для поддержки разноплановых структур организации.

Активная форма обучения
Во-вторых, стратегическая сессия является формой активного обучения. И, по сути, руководству предприятия уже не нужно “внедрять” изменения в компании. Они уже были осуществлены на уровне сознания сотрудников во время стратегической сессии.
Поскольку в стратегической сессии участвуют люди с разных должностей, с разным взглядами на деятельности предприятия, то обязательно будет происходить дискуссия по определенным вопросам. Столкновение мнений и обеспечивает “активное обучение”. Кроме того, по мнению авторов в сценарий стратегической сессии можно внести игровые или развлекательные элементы. Например, показать художественный или документальный фильм с последующим обсуждением или провести полевое тестирование своих продуктов (продуктов конкурентов). Важно удерживать фокус на решение проблемы, а не “вываливаться” полностью в создание переживаний для участников.
Игровые моменты помогают раскрепоститься, открыться к новым решениям, новым взглядам на стандартные проблемы.

Основные цели стратегической сессии
Третий аспект стратегической сессии – цель ее проведения.
Авторы отмечают три цели:
– Выработка взаимопонимания – необходима, если участники имеют спорные, часто противоположные взгляды на проблему, которая не имеет четкого определения в их понимании.
– Поиск альтернатив – требуется, когда участники собрали достаточно информации о проблеме, однако не могут принять единого решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны.
– Принятие решения – завершающая стадия, после выработки взаимопонимания и поиска альтернатив, можно переходить к стратегической сессии с целью принятия единого решения.

Технологии стратегической сессии
В книге “Стратегическая сессия как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем” вы не встретите технологий организации коммуникации между участниками стратегической сессии, например, как в книге “Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров”.
Также очень мало уделяется внимания технологиям организации стратегических сессий. В отдельном разделе книги “Набор для начинающих” упоминается модель “мировое кафе” (Хуанита Браун “Мировое кафе: формирование будущего с помощью обсуждения”). С другой стороны, дополнительной литературы для увеличения объема знаний достаточно – специальные вставки “что почитать”.
Рекомендую почитать руководителям среднего и крупного бизнеса, чтобы лучше понимать как подстраиваться под рынок, что делать с непрогнозированностью и неопределенностью и, конечно, как использовать с этой цельюстратегическую сессию

Андрей Федоренко
Консалтинговые услуги (Одесса)




Comments:

Яндекс.Метрика
Google+