Стратегическая сессия по книгам

В книгах по стратегии часто делаются перекрестные ссылки на одних и тех же авторов. Поэтому мы решили объединить тезисы из разных книг по стратегии, изданных в первой половине 2015 года. Мы разделяем взгляды авторов на стратегическую сессию, поэтому и публикуем цитаты из них.

Первая выжимка сделана на основе книги “Стратегическая сессия как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем”. Авторы: Крис Эртель, Лиза Кэй Соломон. Издательство: Альпина Паблишер

Основное внимание авторы обращают на цели и проблематику, которая решается во время стратегической сессии. Поэтому руководитель может определить подходит ли ему стратегическая сессия для решения возникших проблем или же достаточно обычного традиционного совещания. Далее мы приводим цитаты из книги.

Что такое ” Стратегическая сессия”?
Стратегическая сессия – это интерактивная встреча, направленная на решение стратегических проблем, во время которой участники вовлекаются не только в аналитическую дискуссию, но и в творческий и эмоциональный процесс.

Что дает мероприятие “стратегическая сессия”?
При этом правильно проведенное мероприятие по обсуждению стратегических вопросов может привести к моменту истины, за которым последуют положительные изменения в организации.
Оно дает возможность генерировать прорывные идеи и находить нестандартные решения, объединяющие лучшие предложения людей с различными взглядами и профессиональным опытом.
Оно поднимает участников над рутиной ежедневных забот и поиском собственной выгоды, переключая их внимание на достижение более высокой коллективной цели. И, наконец, оно приводит к глубоким, устойчивым переменам, которые могут преобразить будущее организации.

Какие проблемы решает стратегическая сессия?
Вот несколько примеров неоднозначных, многоплановых и крайне актуальных для компании ситуаций, требующих решения с помощью стратегической сессии:

  • Команда разработчиков пытается найти новый продукт для своих клиентов.
  • Начальник отдела кадров хочет вовлечь сотрудников организации в разработку стратегии реализации личных способностей.
  • Команда управленцев пытается разобраться в том, как события в мире могут повлиять на их отрасль и рынки.
  • Школьный комитет планирования пытается решить вопрос кадровой и технической оснащенности при наличии ограниченных ресурсов.
  • Руководитель коммерческого подразделения ищет пути расширения в условиях замедленного роста.
  • Руководство стартап-компании сталкивается с вопросом, надо ли резко менять стратегию или продолжать действовать в соответствии с первоначальной бизнес-моделью.
  • Руководитель ИТ-отдела пытается найти новую технологическую платформу для поддержки разноплановых структур организации.

Чем отличается адаптивная проблема от технической?
Технические проблемы требуют применения отточенных навыков для решения четко поставленных задач, таких, например, как строительство моста или организация производственной линии. Технические проблемы могут быть сложными, однако они успешно решаются привычными методами. В таких ситуациях хорошо работают традиционные, иерархические подходы к руководству. Если вам нужно провести операцию на сердце, вы, несомненно, захотите, чтобы ею руководил опытный хирург и не станете собирать консилиум врачей, чтобы выслушивать по ходу дела мнение каждого из них.

Адаптивные проблемы, в отличие от технических, запутанны, бессрочны и не имеют четкой постановки. Во многих случаях трудно бывает верно сформулировать вопрос, не говоря уже об ответе. Наиболее важные стратегические задачи, с которыми сегодня сталкиваются организации, — это как раз адаптивные проблемы.
Для топ-менеджера или небольшой группы руководителей решить адаптивные проблемы в одиночку почти невозможно: они требуют знаний и навыков многих людей с разными взглядами. Они также требуют объединения различных мнений таким образом, чтобы создать новые идеи и возможности, до которых ни один человек не смог бы додуматься самостоятельно.

Какими процессами в мире вызвана потребность в стратегических сессиях?
Непредвиденная турбулентность стала настолько привычным явлением в нашем мире, что военные стратеги, в числе прочих, дали ей официальный термин. Они на-звали это явление VUCA, поскольку в современном мире постоянно присут-ствуют изменчивость (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неясность (ambiguity).

 

Пять основных этапов разработки стратегической сессии
Определите цель
Для проведения хорошо организованного совещания необходимо начать с постановки четких задач и определения желаемых результатов, целесообразных и реалистичных, учитывая имеющиеся временные ресурсы. Обычно они фиксируются в виде списка, который выдают каждому участнику в на-чале совещания. В конце совещания участники могут посмотреть на список и оценить, были ли достигнуты запланированные цели.
Для проведения хорошо организованной стратегической сессии необходимо также четко обозначить, чего эта группа людей должна добиться совместными усилиями и как в этом поможет совещание. Так как адаптивные проблемы редко (если вообще когда-либо) «решаются» в ходе одного-единственного совещания, необходимо понимать цель каждой стратегической сессии в контексте стремления к глобальным переменам в компании. В целом есть три повода для созыва совещания по обсуждению стратегических проблем:

  • необходимость добиться взаимопонимания,
  • сформулировать альтернативы
  • и принять решение.

Каждое совещание должно быть посвящено одному — и только одному — пункту из этого списка.

Определить участников. Обеспечить широкий спектр мнений
Для проведения хорошо организованного совещания необходимо определить наиболее подходящих участников для данной встречи и подготовить их заранее. Это означает, что надо продумать, кто из руководителей, сотрудников,
принимающих решения, и специалистов в данном вопросе должен присутствовать на совещании. Это также означает, что надо заблаговременно определить возможные спорные моменты и, если надо, заранее проработать их с участниками.

Для проведения хорошо организованной стратегической сессии необходимо пойти дальше и понять, каковы взгляды, принципы и опасения каждого из участников, а также групп заинтересованных лиц. Нужно иметь представление, по каким ключевым моментам мнения участников сходятся, а по каким — нет. Надо тщательно продумать, какие точки зрения (не только участников), должны быть представлены, например мнения потребителей или сотрудников, которые физически отсутствуют.

Но самое главное — необходимо найти способ получить эффект от взаимодействия различных точек зрения, опыта и профессиональных знаний сотрудников данной организации.

Подготовьте информационные материалы. Выберите фокус рассмотрения проблемы
Для проведения хорошо организованного совещания необходимо, чтобы информационные материалы отвечали поставленным целям и были ясны и понятны. Статистические данные или раздаточные материалы должны быть ориентированы на достижение взаимопонимания по поставленным вопросам или на обозначение проблематики для предварительного обдумывания участниками совещания. При проведении живой презентации необходимо предоставлять четкие данные, выводы или рекомендации.
Для проведения хорошо организованной стратегической сессии также необходимо, чтобы информационные материалы освещали различные аспекты проблемы, с которой вы столкнулись, включая и то, как отдельные части взаимодействуют с целым. Это должно помочь участникам осмыслить многогранность, сложность стоящей перед ними задачи, ухватить суть проблемы и будет способствовать координации усилий и скорейшему ее решению.

Найдите помещение для проведения совещания. Подготовьте место действия
Для проведения хорошо организованного совещания необходимо найти подходящее помещение, учитывая количество участников и тему обсуждения.
Участникам должно быть комфортно в предоставленном помещении, они должны быть обеспечены оборудованием, канцелярскими принадлежностями и другими материалами, необходимыми для плодотворной совместной деятельности.
Для проведения хорошо организованной стратегической сессии необходимо также продуманно подойти к выбору всех элементов рабочей обстановки — от пространства как такового до предметов искусства и украшений.
Расстановка мебели в комнате и распределение мест должны настраивать участников на определенный формат взаимодействия. Еда и все необходимое для их комфорта должны соответствовать настрою совещания. Как в успешной театральной постановке, все части должны быть органично соединены в целое.

Определите повестку дня. Сделайте сессию незабываемым опытом
Для проведения хорошо организованного совещания необходимо в логической последовательности придерживаться пунктов повестки дня, которая обычно начинается с координирования, а заканчивается тем, какие шаги необходимо предпринять. По каждому пункту должно быть ясно, какие темы будут затронуты и как это будет способствовать достижению общей цели.

К концу совещания всем участникам должно быть понятно, что именно нужно делать в дальнейшем и почему.

Для проведения хорошо организованной стратегической сессии необходимо также обратиться к эмоциональным и психологическим аспектам. Опыт сессии должен побудить участников не только логически мыслить, но и использовать интуицию, а также зарядить их энергией. Необходимо использовать все возможности и способности участников — логические и эмоциональные, аналитические и творческие. Грамотная стратегическая сессия заключается не только в использовании умственных способностей, но и в приобретении ценного и незабываемого опыта.

“Стратегическая сессия как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем”
Авторы: Крис Эртель, Лиза Кэй Соломон
Издательство: Альпина Паблишер

Стратегическая сессия по книгам (часть 2)

 

Материалы подготовил Андрей Федоренко
Консалтинговые услуги (Одесса)


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+