Home > Проведение стратегической сессии, статьи > Стратегическая сессия по книгам (часть 2)

Стратегическая сессия по книгам (часть 2)

стратегическая сессия по книгамДля стратегической сессии важно понимать не только технологию проведения, но и ожидаемый результат. Причем желательно этот результат должен быть “по карману” предприятию. Книга “Сердце перемен. Как добиваться изменений легко и надолго” изобилует примерами, которые могут стать результатами стратегической сессии.

Сегодня бизнес-литература постоянно нам напоминает, что мы живем в кризисное время в мире VUCA. Но страшен не сам кризис, а ситуация, вызвавшая его. Кризисные явления порождение несовпадения возможностей предприятия и потребностей рынка. В таких условиях, предприятия и попадает в кризисную ситуацию, когда падают продажи, сокращаются обороты, увольняются специалисты, персонал работает в полсилы и т.д.

В таких случаях бизнес сталкивается с адаптационными проблемами, которые наиболее эффективно решаются во время стратегической сессии.
Книга ” Сердце перемен. Как добиваться изменений легко и надолго” показывает решения, как адаптационных проблем, так и проблем связанные с реализацией изменений на предприятия.
Наиболее интересны простые решения, радикально меняющие ситуацию в лучшую сторону. Под простыми решениями я подразумеваю решения, не требующие значительных материальных или нематериальных ресурсов, как на разработку, так и на реализацию.
В книге авторы называют подобные решения “яркими пятнами”.

Стратегическая сессия, решающая адаптационные проблемы, как раз и призвана найти “яркие пятна”. И затем на их основе распространить позитивный опыт на другие области (подразделения). Далее привожу несколько кейсов, наглядно демонстрирующих “яркие пятна”.

Что такое “яркие пятна”?
Стрaтегия Стернинa зaключaлaсь в поиске “ярких пятен” - успешных подходов, которым стоит подражать.
По aнaлогии со стaтистикой сaм Стернин обознaчaл эти нетипичные случaи термином “позитивные отклонения”. Предстaвьте себе стaтистическую кривую, в середине которой нaходятся результaты большинствa людей. Стернин искaл примеры нa положительном конце оси.
Хотя сaмa методология позитивных отклонений, автором которой стaл Стернин, очень полезнa, мы пришли к выводу, что предложенный им термин вносит путaницу для людей, незнaкомых со стaтистикой. Поэтому мы изменили нaзвaние нa “яркие пятнa”. Ниже мы переносим нaш термин нa другие ситуaции, в которых нaблюдaлись исключительные положительные результaты.
Просто спросите себя: “Что сработало и как можно расширить успех?” В этом вопросе – зерно философии “ярких пятен”.

“Яркие пятна” увеличивают продажи в 20 раз
В мире бизнеса внимание к “ярким пятнам” может казаться противоречащим здравому смыслу. Ричард Паскаль из Оксфордского университета обнаружил это в 2003 году, когда начал консультировать компанию Genentech, занимающуюся разработками в области генной инженерии. Она выпустила в продажу лекарство “Ксолар” (Omalizumabum), которое считалось поистине волшебным, поскольку показало чрезвычайную эффективность в предотвращении приступов астмы у многих пациентов. Тем не менее через полгода объемы продаж препарата оставались ниже ожидаемых.

Паскаля и его сотрудников попросили выяснить, почему так происходит. Они немедленно начали искать “яркие пятна” и вскоре нашли одно из них.

Два торговых представителя, работавших в районе Далласа и Форт-Уэрта, продавали в двадцать раз больше препарата, чем коллеги. Дальнейшее расследование показало, что эти женщины использовали фундаментально иной маркетинговый ход. Вместо того чтобы рекламировать пользу этого лекарства для здоровья, которую большинство врачей и так понимали, они помогали докторам понять, как применять лекарство. “Ксолар” – не таблетка и не ингалятор: его надо вводить с помощью внутривенной капельницы, а эта методика была непривычной для аллергологов и педиатров, которые выписывали пациентам препарат.

Корпоративная культура снижает расходы на потребление энергии на 35 %
Это Brasilata – бразильская производственная компания стоимостью 170 миллионов долларов, выпускающая различные виды жестяной тары. Как вы, наверное, понимаете, это довольно прозаическая отрасль производства, в которой не очень много места творческим фантазиям. Но Brasilata опровергает стереотип скучного, погрязшего в рутине производителя – у нее превосходная репутация в области инноваций, одна из лучших в Латинской Америке.
Как же производителю емкостей удалось прослыть инноватором?

Основателей Brasilata вдохновлял пример японских автомобильных гигантов, например Honda и Toyota, которые делегировали рабочим “на передовой” максимум ответственности. И в 1987 году основатели Brasilata запустили программу рабочих инноваций, основанную на японской модели.
Ее сердцем стала новая идентичность. Сотрудники Brasilata славились как “рационализаторы”, а когда в компанию приходили новые люди, их просили подписать “инновационный контракт”. Высший менеджмент бросил сотрудникам фабрики своего рода вызов – не прозевать возможность улучшить продукцию, производственные процессы, выдавить из системы лишние затраты. Для изобретателей упростили процедуру подачи рацпредложений. Успех программы превзошел самые смелые ожидания. В 2008 году было подано 134 846 идей – в среднем 145,2 на изобретателя! Эта цифра ставит Brasilata на уровень японских вдохновителей данной программы.

Многие рацпредложения привели к появлению новых продуктов. В частности, в конце 2008 года Brasilata изобрела новую технологию производства металлической тары для упаковки опасных и легковоспламеняющихся жидкостей. В соответствии с рекомендациями ООН она должна выдерживать падение с высоты 1,2 метра, и большинство производителей традиционно добивались этого показателя за счет утолщения металла. При этом сама конструкция емкости оставалась несовершенной: при падении ее набок могли не выдержать соединительные швы.
Изобретатели Brasilata предложили новую конструкцию, основанную на принципе автомобильного бампера, сминающегося при ударе. Новая емкость при падении лишь слегка деформировалась, уменьшая тем самым нагрузку на основной шов. Усовершенствованный дизайн позволял лучше держать удар, а на производство одной емкости уходило меньше металла.

Изобретатели помогли компании справиться с чрезвычайными ситуациями. В 2001 году жестокий энергетический кризис вынудил правительство Бразилии нормировать потребление электроэнергии. Предприятиям ввели жесткие квоты. Тогда сотрудники засучили рукава и начали придумывать, как ее сэкономить. Поступили сотни идей. За несколько недель Brasilata сократила потребление энергии на 35 %, до уровня ниже квоты, что даже позволило компании подзаработать на перепродаже излишков.

Чек-листы экономят 175 млн. долларов
Этот инструмент – скромный контрольный список, чек-лист. Мы знаем, какие ассоциации он вызовет в головах многих читателей: рутина, обыденность, бюрократия. Мы признаем, что наш совет звучит как наставление отца сыну-студенту – где-то сродни подсказке не забывать измерять давление в шинах.

Однако проявите терпение, потому что скоро ваше мнение изменится. А если мы заявим: чек-листы в состоянии не только полностью изменить ситуацию – они способны спасать жизни?
Святым Граалем в мире чек-листов может стать вариант, о котором рассказал в журнале The New Yorker Атул Гаванде. Пациенты отделений интенсивной терапии (ОИТ) часто лежат под внутривенной капельницей, по которой им подаются лекарства. Если в капельницу попадет инфекция, последствия для пациента могут быть очень тяжкими. Устав от “капельничных инфекций”, доктор Питер Проновост из Университета Джона Хопкинса составил чек-лист из пяти разделов.

В нем были прямые советы: врач должен мыть руки перед установкой капельницы, кожу пациента надо обработать антисептиком в момент введения и так далее.
Никаких научных новшеств, ничего спорного. Однако результаты удивили: за восемнадцать месяцев после введения чек-листа в практику ОИТ одной из мичиганских больниц заражения практически исчезли, а больница сэкономила примерно 175 миллионов долларов на лечении сопутствующих осложнений. Это спасло более 1500 жизней.

Сердце перемен. Как добиваться изменений легко и надолго.
Авторы: Чип Хиз, Дэн Хиз
Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Стратегическая сессия по книгам (часть 1)

Материал подготовил Андрей Федоренко
Консалтинговые услуги (Одесса)


Comments:

Google+