Home > Анализ предприятия, антикризисное управление, государственное управление, управленческий консалтинг, экономика > Развитие туризма в Украине (анализ туристической конкурентоспособности)

Развитие туризма в Украине (анализ туристической конкурентоспособности)

January 8th, 2014 Leave a comment Go to comments

развитие туризма в украине

Украина в 2013 год по уровню конкурентоспособности на мировом туристическом рынке занимает 76 место из 140 стран. По сравнению с 2011 годом Украина улучшила свои показатели, поднявшись с 85 места.
Первые три места занимают Швейцария, Германия и Австрия.
Лучший способ понять как развивать туристическую отрасль в Украине – сравнить ее с более развитыми странами. На протяжении семи лет Всемирный Экономический Форум исследует отрасль путешествий и туризма в разных странах и формирует отчет о конкурентоспособности отдельных стран – The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013.

развитие туризма в украине

Отчет сосредотачивается на трех направлениях и 14 составляющих и около 80 показателях.

Развитие туризма в Украине

Место в рейтинге носит несколько субъективный характер, а вот количество прибывающих в страну вполне объективно.
После финансового кризиса 2008 года в Украине и Российской Федерации наблюдается спад, а в Турции количество посетителей страны только выросло. Туристы выбирают страну деньгами.

Развитие туризма в Украине 2013

Благодаря отчету The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013 можно понять в каких направлениях необходимо развивать индустрию путешествий и туризма в Украине, на каких составляющих необходимо сделать акцент.

Туристический профиль Украины

Развитие туризма в Украине 2013

Развитие туризма в Украине 2013

Первый аргумент, которые обычно приводится в обоснование низкой туристической привлекательности Украины – недостаточные расходы на маркетинг со стороны государства.

Развитие туризма в Украине 2013

Украина расходует на индустрию туризма и путешествий 5% своего бюджета (2011 год). Япония и Австрия в процентном отношении расходуют меньше Украины.
С точки зрения эффективности инвестиций интересен пример Турции, которая расходуют всего лишь 0,5% своего бюджета на развитие туризма, при этом поток туристов намного выше, чем в Украине.
Почему туристы предпочитают посещать Турцию, а не Украину? Рассмотрим данную проблему на примере отчета The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013.

Конкурентоспособность цен в украинских отелях
Средние цены на номера, рассчитанные для первоклассных фирменных отелей за календарный год (в долларах США) в 2012году.
Источник: Deloitte–STR Global and Smith Travel Research Inc.

Развитие туризма в Украине 2013

Цены в украинских отелях выше, чем в Турции. Возможно, это связано с наличием в Турции большего количества доступных номеров, с более низкой стоимостью, за счет чего выравнивается стоимость номера. В таком случае, турецкие отели более клиентоориентированы, чем украинские.

Наличие гостиничных номеров
Наличие достаточного количества гостиничных номеров было одним из требований УЕФА к Украине во время проведения ЕВРО-2012. Требовалось предоставить 19 602 гостиничных номера в отелях 3-х категорий.

Развитие туризма в Украине 2013

Согласно отчета в 2011 году в Украине было в 5 раз меньше гостиничных номеров на 100 человек населения, чем в Эстонии и в 2 раза меньше, чем в Турции. В Испании приходится 2 номера на 100 человек, в Финляндии 1 номер. А в Украине – 0,2 номера.

Развитие туризма в Украине 2013

Качество и плотность дорожной сети
Про качество украинских дорог ничего говорить не будем. Чтобы понимать в чем разница достаточно выехать за рубеж в сторону Европы. Граница ярко и наглядно демонстрирует чем украинские дороги отличаются от европейских.
В отчете о конкурентоспособности туризма приводится показатель плотности дорожной сети. Сравнивать с РФ и Эстонией, возможно, не очень корректно. Площадь Российской Федерации намного больше, чем Украина – в 28 раз, а площадь Эстонии в 13 раз меньше. Наиболее адекватна для сравнения с Украиной из трех стран Турция. Несмотря на то, что в Турции площадь больше, дорожная сеть плотнее в 1,5 раза. А значит, туристам проще добраться до места назначения (отель, достопримечательность и т.д.).

Развитие туризма в Украине 2013

Уровень обеспеченности автомобилями украинских граждан, а также сопредельных стран смотрите в статье «Автомобильный рынок Украины 2013».

Эффективность кампаний по маркетингу и брендигу для привлечения туристов в страну
Зачастую причиной непопулярности Украины у туристов называют неэффективный маркетинг, другими словами украинские туристические компании, и в целом украинское государство мало вкладывают средств в продвижение туризма в своих регионах. Следующая причина, которая тоже относится к сфере маркетинга – неправильное позиционирование украинских курортов и центров притяжения туристов, отсутствие или неправильное брендирование украинских городов. В Одессе вокруг бренда города даже разразилось несколько локальных конфликтов.

Отчет о туристической конкурентоспособности включает в себя эффективность маркетинга и брендинга.
Однако, оценка эффективности полагается на опрос, а не на подсчет эффективности маркетинга, поэтому объективно оценить его сложно. Скорее это больше субъективная оценка деятельности.
Вопрос: Как бы Вы оценили эффективность вашей кампаний Маркетинга и брендинга вашей страны по привлечению туристов? [1 = очень, неэффективными; 7 = очень эффективный].

Развитие туризма в Украине 2013

В Украине уделяют внимание маркетингу и брендингу в туризме намного больше, чем повышению сервиса и созданию мест притяжения туристов. Прежде, чем создавать бренд подумайте о его подтверждении качественным сервисом.

Показательным является одни случай в Одессе.
Вместе с нами в самолете из Грузии летели поляки. При выходе из аэропорта у них возник вопрос «как доехать в центр города?». На такси они отказались добираться – дорого. Поэтому мы их сопроводили к маршрутному такси. Каково же было их удивление, когда простоя 40 минут абсолютно случайно узнали, что маршрутные такси в одесский аэропорт ходят только до 17-00.

Количество дорожных происшествий в Украине
Во время поездки в Грузию местные жители постоянно мне задавали вопрос «вам здесь безопасно?». Вопрос безопасности звучал постоянно. Студенты из Германии, аспиранты из Голландии, путешественники из Чехии, местная полиция – все как будто сговорились. Как только мы въехали в страну, в первый же день местные нам четко указали – если есть проблемы сразу же обращайтесь в полицию и они обязательно помогут. Действительно, полиция нас подвозила, когда на дороге не было транспорта, подсказывала направление движения, и даже помогла нам сфотографироваться возле памятника (запретив фотографироваться туристам не из Украины).

Безопасность один из ключевых показателей в туристической конкурентоспособности страны. Количество дорожно-транспортных происшествий в Украине выше, чем в Турции и выше, чем Эстонии.
Количество дорожных происшествий может зависеть от количества автомобилей на 1000 жителей, от работы полиции и культуры водителей. И если в Турции обеспеченность автомобилями ниже, чем Украине, что может объяснить меньшее количество ДТП, то в Эстонии обеспеченность личными легковыми средствами передвижения почти в 3 раза выше, чем в Украине, при этом ДТП меньше в 1,5 раза.

Развитие туризма в Украине 2013

Количество международных выставок и ярмарок
Выставки и ярмарки показатель измеримый количественно. Больше международных выставок и ярмарок – больше информации о стране поступает за ее пределы, кроме того, загружается туристическая инфраструктура, в частности, отели.

Развитие туризма в Украине 2013

Цифры, которые приводятся в отчете не укладываются в субъективную оценку количества мероприятий в Украине. Неужели в 2011 году было проведено всего лишь 12 мероприятий? Однако, у международных мероприятий есть свои стандарты, разработанные организацией ICCA.
Согласно критериям ICCA в международном мероприятии должны принимать участие не менее 50 делегатов, как минимум мероприятие должно быть представлено тремя странами, проводиться на регулярной основе, ротироваться минимум между тремя странами и планироваться заранее, от 2 до 10 лет.

Как повысить конкурентоспособность украинского туризма и привлечь клиентов?
Многое зависит от государственного аппарата и требует значительных инвестиций, в частности, в транспортную инфраструктуру.
Однако, цены в отелях зависят полностью от частного бизнеса. Кроме того, по индикаторам, доступным в отчете можно судить о главных направлениях в развитии туристического бизнеса.
Необходимо выделить несколько:
• Цены.
• Наличие номеров.
• Международные ярмарки и выставки.
• Экспорт продуктов творческих индустрий.
• Степень ориентации на клиента.
• Маркетинг для привлечения туристов.

Таким образом, предприятиям, желающим развиваться рекомендуется делать ставку на создание событий, привлекающих туристов, ориентироваться на запросы туристов как в уровне сервиса, так и в ценах.

Андрей Федоренко
Консалтинговые услуги (Одесса)

Статьи по туризму:

Маркетинговые исследования: предпочтения европейских туристов

Международные тренды в туризме 2015


Comments:

Яндекс.Метрика
Google+